Письмо №01


Российская Федерация
Письмо Роспотребнадзора от 26 ноября 2010 года № 01/16750-0-32
Письмо №01/16750-0-32 от 26.11.2010 "Об итогах подготовки общеобразовательных учреждений к новому 2010-2011 учебному году"
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за общеобразовательными учреждениями в 2009-2010 учебном году и итоги проведенных мероприятий по их подготовке к новому 2010-2011 учебному году (далее - школ) и сообщает. Реализация управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации комплекса мероприятий в течение 2010 года проходила под эгидой утвержденной Президентом Российской Федерации инициативы "Наша новая школа", которая направлена на переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети и, что наиболее значимо, на сохранение и укрепление здоровья школьников. Именно условия воспитания и обучения в образовательных учреждениях оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и подростков, которому придан статус важного показателя их личного успеха. Ряд значимых патологий в структуре заболеваемости детей и подростков непосредственно связан с неблагоприятными факторами воздействия образовательной среды. Несоблюдение гигиенических требований к режиму учебно-воспитательного процесса (его интенсификация) впоследствии приводит к росту нервно-психических расстройств, астенизации детей. Повсеместное применение технических средств обучения, уровни освещенности, не соответствующие санитарно-гигиеническим нормативам, высокая учебная нагрузка все это способствует снижению остроты зрения среди обучающихся детей. Нарушения осанки, сколиозы во многом связаны с неправильной посадкой ребенка в течение продолжительного времени, возникающей вследствие несоответствия мебели росто-возрастным особенностям учащегося. Основная профилактическая составляющая деятельности каждого специалиста Роспотребнадзора должна реализовываться с позиции заботы о сегодняшних учащихся, как будущего нашей страны и направлена на охрану здоровья детей, восстановление их физических сил, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, соблюдение режима питания, труда и отдыха в условиях благоприятной среды, возможность занятия физической культурой и спортом. В каждом образовательном учреждении базовая модель комплексного подхода к сохранению здоровья детей и подростков может быть трансформирована в зависимости от актуальных задач, конкретных условий, потребностей и возможностей данного учреждения. Наиболее актуальными являются: - состояние и содержание зданий и помещений школ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям размещения; - наличие и необходимое оснащение пищеблоков; - организация физиологически полноценного питания; - наличие необходимой гигиенически адекватной, ростовой мебели; - наличие необходимого набора помещений, в том числе учебных кабинетов, физкультурных залов, спортивных площадок и оборудование их соответствующим инвентарем; - наличие и необходимое оснащение медицинских кабинетов. Работа по комиссионной приемке школ в субъектах Российской Федерации к новому 2010-2011 учебному году только подтверждает эту актуальность. По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по состоянию на 06.09.2010 в новом 2010-2011 учебном году начали свою работу 51 486 общеобразовательных учреждений, с общим количеством обучающихся - 13 167 569. Основной причиной неготовности школ к новому учебному году школ является несвоевременное выполнение ремонтных работ, в том числе систем водоснабжения, канализации, пищеблоков, неполное выполнение утвержденных планов-заданий, неисправность санитарно-технического оборудования. Материально-техническое состояние общеобразовательных учреждений - наиболее важный вопрос, на который обращается основное внимание комиссий в ходе их приемки. По результатам государственного санитарно-эпидемиологического надзора за общеобразовательными учреждениями на конец 2009-2010 учебного года более 40 тыс. (77,8%) школ нуждались в том или ином объеме косметического ремонта, 3 177 школ (6,2%) - в капитальном ремонте. В новом учебном году по причине длительных хронических ремонтных работ и работ по реконструкции зданий, длящихся несколько лет, вообще не приступили к работе 52 школы (Московская область - 8 школ, Пермский край - 5, Свердловская область - 3 и др.). Из-за своевременно не завершенного капитального ремонта остались не принятыми 32 школы в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Курганская, Саратовская, Свердловская и Челябинская области, г. Москва, Ненецкий АО). Эти школы в День знаний не открыли свои двери для учеников. Из 12 193 нуждающихся школ, в 11 205 было закуплено и поставлено новое оборудование (91,9 %). Низкий удельный вес по укомплектованию пищеблоков новым современным оборудованием отмечен в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Калмыкия - из 86, нуждающихся школ, оборудование закуплено только для 22 (25,6%), Иркутская область - из 403 закуплено 201 (49,9%), Забайкальский край - из 125 закуплено 64 (51,2%), Отсутствие необходимого технологического и холодильного оборудования ставит под угрозу решение задачи по обеспечению детей горячим питанием и реализацию экспериментального проекта по совершенствованию системы школьного питания. Актуальность наличия достаточного количества оборудования возрастает с учетом того, что 35 168 столовых (68,1%) в общеобразовательных учреждениях планируют работать на сырье, что предполагает соблюдение всей технологической (кулинарной) цепочки приготовления блюд. В целом по Российской Федерации нуждались в закупке и обновлении школьной мебели 13 915 общеобразовательных учреждений. Была закуплена и завезена школьная мебель в 12 193 школы (90,7 %). В ряде регионов достаточно медленно решались вопросы по обеспечению новой школьной мебелью, Так в Республике Калмыкия она закуплена только для 8 школ из 75 нуждающихся (10,7%), в Карачаево-Черкесской Республике - для 21 из 68 нуждающихся (30,9%), Сахалинской области - для 41 из 94 (43,6%). Остается проблемным вопрос по обеспечению общеобразовательных учреждений медицинскими кабинетами. Обеспеченность школ медицинскими кабинетами, в целом по Российской Федерации, составляет 32 353 или 62,8 % от общего количества образовательных учреждений. Медицинские кабинеты в 5 958 общеобразовательных учреждениях (11,6%) не соответствует требованиям санитарного законодательства Российской Федерации (Республика Адыгея - 86 (53,4 %), Волгоградская область - 471 (48,2%), Республика Карелия - 77 (35,0%), Республика Бурятия - 204 (39,0 %), Камчатский край - 44 (36,7%), Ленинградская область - 203 (48,1 %), Мурманская область - 62 (33%), Сахалинская область - 60 (33,7 %), Тамбовская область - 229 (39,1%), Республика Тыва - 60 (34,7 %). Отсутствуют медицинские кабинеты в 19 054 школах (37,0%). Основная часть школ, не имеющих медицинских кабинетов это сельские школы (18 478), в которых медицинские кабинеты в составе школ не предусмотрены проектами. Медицинское обслуживание сельских учеников осуществляется медработниками фельдшерско-акушерских пунктов. К началу нового 2010-2011 учебного года вопрос с организацией медицинской помощи был не решен в 62 сельских школах. Это значит, что в этих школах сохраняются проблемы не только с оказанием медицинской помощи вообще, проведением профилактических медицинских осмотров в части касающейся их объема и регулярности, но и что наиболее актуально с оперативным реагированием на ургентные (неотложные) состояния детей. Вызывает обеспокоенность ситуация складывающаяся с оснащением школ спортивными залами. Всего 44 863 школы имеют спортивные залы, что составляет 87,1%. Из них 6 246 не соответствуют требованиям санитарного законодательства Российской Федерации, что составляет 12,1 %. Значение оценки качества физической подготовки учащихся в 2010 году возросло с учетом введения нового норматива занятий физкультурой - не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей. Наиболее актуальным этот вопрос обеспечения школ спортивными залами является для Ленинградской области, где 28,8% школ не имеют спортивных залов, для Республики Татарстан - 25,9% школ, Республики Дагестан и Омской области - по 24,0%, Волгоградской области и Чукотского АО - по 21,0%. Актуальность этой проблемы значительно возрастает с позиции мероприятий, направленных на повышение устойчивости (адаптационных свойств) организма ребенка к факторам окружающей среды или другими словами на оздоровление детей и подростков. В 2009 году в общеобразовательных учреждениях было зарегистрировано 490 очагов инфекционных и паразитарных болезней с числом пострадавших 18595 человек (18 449 детей). По характеру передачи инфекции преобладали очаги с воздушно-капельным и воздушно-пылевым путем (коклюш, грипп и острые респираторные вирусные инфекции), составившие 82,4%. Далее по значимости следовали контактно-бытовые очаги (10,2%) и пищевые (6,5%). С нарушениями санитарно-эпидемиологических правил на пищеблоках школы было связано 32 очага, в которых пострадало 562 человека. Этиологическая структура эпидемических очагов в общеобразовательных учреждениях была представлена дизентерией, сальмонеллезом, ротавирусной, норовирусной и энтеровирусной инфекциями, гепатитом А, пищевыми токсиоинфекциями стафилококковой и энтеробактериальной этиологии и другими. За 10 месяцев 2010 года, по оперативным данным, в общеобразовательных учреждениях (школы и школы-интернаты) зарегистрировано 33 очага инфекционных и паразитарных болезней с общим числом пострадавших - более 1 тысячи детей. За выявленные нарушения санитарного законодательства в ходе обследования общеобразовательных учреждений при подготовке их к новому учебному году составлено 2 189 протоколов об административном правонарушении, вынесено 1 125 постановлений о наложении штрафа на сумму около 2 млн. руб. В целях дальнейшей реализации инициативы Президента Российской Федерации "Наша новая школа", обеспечения безопасного функционирования школ в 2010-2011 году, сохранения здоровья детей, а также качественного решения задач подготовки к 2011-2012 учебному году органам и учреждениям Роспотребнадзора необходимо: 1. Подготовить предложения в адрес руководителей администраций, органов управления образованием в городах и районах по усилению межведомственных отношений по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников. 2. Обеспечить систематическое информирование руководителей всех уровней о состоянии здоровья школьников, факторах риска и приоритетных направлениях в области охраны здоровья учащихся. 3. Сосредоточить основные усилия на приоритетной реализации мероприятий, направленных на решение вопросов улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе в рамках обеспечения их необходимой школьной мебелью, а также оборудованием и инвентарем. 4. Готовить предложения в планы-задания на основе анализа состояния общеобразовательных учреждений и показателей здоровья, конкретных, выполнимых мероприятий, ориентированных на реальное улучшение материально-технической базы школ, организации питания, медицинского обслуживания школьников. Повысить требовательность по их выполнению; 5. Обеспечить неукоснительное решение вопросов организации качественного и безопасного питания школьников, с учетом опыта и возможностей специализированных базовых предприятий, занимающихся производством продукции непосредственно для детского питания. 6. Обеспечить применение мер административного воздействия, при выявлении нарушений законодательства, вплоть до передачи дел в судебные органы. 7. В ходе плановых мероприятий по надзору обратить внимание на санитарно-техническое состояние пищеблоков, складов, спальных помещений учреждений, гигиеническую аттестацию персонала, поставщиков продуктов питания и плодоовощной продукции, наличие договоров на проведение дезинфекции и дератизации, наличие квалифицированного медицинского персонала. 8. Взять на контроль организацию и проведение мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных болезней, принять меры по повышению ответственности специалистов при установлении причинно-следственной связи формирования очагов. Руководитель Г.Г. Онищенко

Предыдущая новость - О внесении изменений в Реестр таможенных брокеров (представителей) в отношении закрытого акционерного общества «Транс Логистик Консалт»

Следующая новость - Письмо Росводресурсов от 19 ноября 2010 года № МС-03-26