Письмо Минфина РФ от 31 декабря 2010 года № 03-03-06/4/126
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Некоммерческое партнерство (НП), занимающееся эксплуатацией и обслуживанием коттеджного поселка, в целях обеспечения жизнедеятельности поселка построило сети электроснабжения и отразило их в балансе на счете 01.
- Источником финансирования строительства сетей электроснабжения были целевые взносы членов НП.
- После ввода сетей электроснабжения в эксплуатацию организация произвела реализацию части электрических сетей в пользу энергетической компании. НП по договору с энергетической компанией оплачивает технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
- Финансирование технологического присоединения производится из двух источников: за счет заемных средств; за счет средств от реализации принадлежащего организации имущества (части электрических сетей) в пользу энергетической компании.
- 1. Вправе ли организация при реализации электрических сетей уменьшить полученный доход на их остаточную стоимость, которая по причине того, что электрические сети не подлежат амортизации, фактически равна первоначальной стоимости?
- 2. Вправе ли организация учесть расходы, произведенные на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в составе прочих расходов при расчете налога на прибыль от реализации электрических сетей?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов, связанных с реализацией и технологическим присоединением сетей электроснабжения, и сообщает следующее.
- По первому вопросу
- Статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
- Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 7-ФЗ некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
- В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым в частности отнесены осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские взносы, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
- Как следует из запроса, некоммерческое партнерство занимается эксплуатацией и обслуживанием коттеджного поселка в целях обеспечения его жизнедеятельности. То есть осуществляет коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг по эксплуатации и обслуживанию коттеджного поселка.
- Следовательно, средства, поступающие от членов некоммерческого партнерства в оплату стоимости оказанных услуг по эксплуатации и обслуживанию коттеджного поселка, являются выручкой от реализации и подлежат учету в целях налогообложения в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ).
- Средства, поступившие от членов некоммерческого партнерства для строительства сетей электроснабжения, не поименованы в ст. 251 НК РФ, поэтому также подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- После принятия к учету полученные денежные средства приобретают у организации-получателя статус собственных средств и, следовательно, их расходование в целях налогообложения прибыли квалифицируется как расходование собственных средств налогоплательщика.
- В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
- При реализации имущества, являющегося амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ, следует учитывать положения пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, согласно которым налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.
- Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
- Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных в НК РФ.
- Таким образом, при реализации имущества организация вправе уменьшить доходы от такой реализации на величину остаточной стоимости реализуемого имущества, определяемой в вышеназванном порядке, или на первоначальную стоимость имущества, если до момента реализации такого имущества оно не было введено в эксплуатацию.
- По второму вопросу
- Расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
- Учитывая, что вышеуказанные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, такие расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
- Если расходы в виде платы за технологическое присоединение в соответствии со ст. 318 НК РФ и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения прибыли организаций относятся к косвенным расходам, такие расходы включаются в состав расходов текущего отчетного (налогового) периода.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 31.12.2010