О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с пунктом 59 распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 03.11.2010 N Пр-3211 по вопросу возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, сообщает.
- В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
- Начиная с 1 января 2010 года главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций и оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ находящимися в их ведении государственными (муниципальными) учреждениями на основании данных об объеме фактически потребленных учреждениями в 2009 году каждого из вышеуказанных ресурсов, уменьшенном в сопоставимых условиях на пятнадцать процентов в течение пяти лет, с ежегодным снижением такого объема на три процента.
- С 1 января 2011 г. эти требования распространяются на все типы государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные, автономные.
- Учитывая, что для каждого типа государственного (муниципального) учреждения законодательство Российской Федерации предусматривает разные способы финансового обеспечения деятельности, экономия средств, достигнутая за счет дополнительного, по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований, снижения потребления, может быть использована государственным (муниципальным) учреждением с учетом особенностей финансового обеспечения типа данного учреждения.
- Казенные учреждения
- В ходе исполнения бюджета могут быть уточнены лимиты бюджетных обязательств, в том числе в случае увеличения в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10 процентов.
- Кроме того, статьями 217 и 219.1 Кодекса предусмотрена возможность руководителя финансового органа утверждать лимиты бюджетных обязательств по "укрупненным" показателям кодов классификации операций сектора государственного управления.
- Указанные нормы законодательства Российской Федерации предоставляют возможность направлять сложившуюся экономию по оплате коммунальных услуг (в части услуг по энергосервисным договорам) на другие расходы учреждения казенного учреждения после изменения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для оплаты потребляемых ресурсов на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением функций учреждения, в том числе на увеличение фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).
- Кроме того, необходимо отметить, что в части федерального бюджета в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" требования о недопущении увеличения утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг, не применяются в случае, если иное установлено федеральным законом (в том числе в части экономии, вызванной снижением потребления энергоресурсов, предусмотренное Законом N 261-ФЗ).
- Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
- Необходимо отметить, что положения, установленные для казенных учреждений, распространяются и на бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и которые являются получателями бюджетных средств.
- Бюджетные и автономные учреждения
- Финансовое обеспечение выполнения автономными, а с 1 января 2011 г. и бюджетными учреждениями государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) будет осуществляться путем предоставления указанным учреждениям субсидии из бюджета.
- Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается исходя из нормативных затрат на оказание государственных услуг.
- В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденными совместным Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526, в указанные затраты подлежат включению нормативные затраты на коммунальные услуги, которые рассчитываются по видам энергетических ресурсов, в том числе исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
- Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств ( части 9 , 15 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
- Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями указанной субсидии, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, в соответствии с общими требованиями , установленными Приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н (далее - Порядок N 81н).
- Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с Порядком N 81н в разрезе выплат, которые в том числе включают оплату коммунальных услуг, рассчитанных с учетом соответствующих нормативных затрат.
- В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.
- При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждению будет необходимо уточнить показатели Плана, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать План руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения ( пункт 22 Порядка N 81н).
- Исходя из содержания части 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение государственного (муниципального) задания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.
- Таким образом, с 1 января 2011 года для бюджетных и автономных учреждений обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, так и направления указанной экономии, в том числе на увеличение расходов по оплате труда в соответствии с требованиями части 3 статьи 24 Закона N 261-ФЗ.
- В целях создания условий использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергоэффективности и повышения энергетической эффективности, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами Министерство финансов Российской Федерации рекомендует:
- федеральным органам исполнительной власти - довести его до подведомственных федеральных государственных учреждений, а также учитывать вышеизложенные положения при планировании бюджетных ассигнований;
- финансовым органам субъектов Российской Федерации - довести настоящее письмо до главных распорядителей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований, а также обеспечить в случае необходимости принятие соответствующих нормативных правовых актов.
- Т.Г.НЕСТЕРЕНКО