Письмо Минфина РФ от 28 декабря 2010 года № 03-11-11/332
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в виде розничной торговли товарами и применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.
- Для осуществления розничной торговли предпринимателем арендуется помещение в здании специализированного торгового комплекса. При этом сторонами договора аренды согласован план-схема арендованного помещения (как приложение к договору аренды), однако физические границы помещения определены временными перегородками, не указанными в техническом (кадастровом) паспорте объекта недвижимости; арендованное помещение (торговая площадь) не имеет конструктивно выделенных подсобных и административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
- Какой физический показатель для целей исчисления ЕНВД ("площадь торгового зала" или "торговое место") должен использовать предприниматель, арендующий такое помещение?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через арендованное в торговом комплексе помещение, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
- Согласно ст. 346.29 Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, в качестве физического показателя базовой доходности используются "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", а в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, используется физический показатель "торговое место" или "площадь торгового места".
- Понятия объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы; объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов; магазина; павильона, а также физических показателей базовой доходности "площадь торгового зала" и "торговое место" установлены ст. 346.27 Кодекса.
- Кроме того, указанной статьей Кодекса установлено, что площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
- Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
- К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
- В соответствии со ст. 346.29 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, площадью не более 5 кв. м, обязаны исчислять налог с использованием физического показателя базовой доходности "торговое место", а при осуществлении розничной торговли через данные объекты площадью свыше 5 кв. м - с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового места".
- Также следует отметить, что исходя из ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
- При этом ст. 607 ГК РФ установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
- Таким образом, исчисление единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой индивидуальным предпринимателем в арендованном в торговом комплексе помещении, должно осуществляться исходя из размера данного помещения и данных о помещении, указанных в заключенном договоре аренды.
- Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от 10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (далее - Административный регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
- В соответствии с Положением и Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 28.12.2010