» » » Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2010 года № 03-11-11

Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2010 года № 03-11-11


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2010 года № 03-11-11/329
Вопрос: ...Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН ("доходы"), заключил договор комиссии с ООО-1, где ООО-1 - комитент, а предприниматель - комиссионер. По договору комитент поручает комиссионеру купить и продать товар от своего имени, но за счет комитента за вознаграждение. Предприниматель привлек к исполнению задания комитента ООО-2. Между предпринимателем и ООО-2 заключен агентский договор, где предприниматель - принципал, ООО-2 - агент. По договору принципал поручает агенту купить и продать товар от своего имени, но за счет принципала за вознаграждение. 1. Что является доходом предпринимателя как принципала в целях применения УСН? 2. Что будет являться доходом предпринимателя как комиссионера в целях применения УСН? (Письмо Минфина РФ от 22.12.2010 N 03-11-11/329)
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", заключил договор комиссии с ООО-1, где ООО-1 - комитент, а предприниматель - комиссионер. По договору комиссии комитент поручает комиссионеру купить и продать товар от своего имени, но за счет комитента за вознаграждение. На закупку товара комитент перечисляет комиссионеру аванс.
  2. Предприниматель, проведя маркетинговые исследования, нашел поставщиков и покупателей товара. Но, не имея технической возможности для ведения хозяйственной деятельности, предприниматель решил привлечь к исполнению задания комитента другое юридическое лицо - ООО-2, специализирующееся на оптовой торговле. Для этого между предпринимателем и ООО-2 был заключен агентский договор, где предприниматель - принципал, а ООО-2 - агент. По агентскому договору принципал поручает агенту купить и продать товар от своего имени, но за счет принципала за вознаграждение. На закупку товара принципал перечисляет агенту аванс.
  3. Агент исполнил поручение принципала, купил и продал товар от своего имени, но за счет принципала. Принципалу был представлен отчет агента. Выручка за реализованный агентом товар поступала от покупателей на счет агента. Агент со своего счета оплачивал услуги поставщиков. Агент перечислил принципалу выручку, полученную им от покупателей, удержав при этом сумму денежных средств в качестве компенсации расходов на закупку и продажу товаров и агентское вознаграждение. На расчетный счет принципала поступила выручка от агента.
  4. Принципал, являясь одновременно комиссионером перед ООО-1, представил ему отчет об исполнении комиссионного поручения и перечислил комитенту выручку, полученную от ООО-2 за реализацию товаров за минусом комиссионного вознаграждения и расходов на закупку и продажу товаров.
  5. 1. Что является в данной ситуации доходом предпринимателя как принципала, подлежащим налогообложению налогом, уплачиваемым им в связи с применением УСН? Подлежит ли уменьшению его доход на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей на его расчетный счет, при ее перечислении предпринимателю-принципалу?
  6. 2. Что будет являться доходом предпринимателя, действующего в качестве комиссионера, в целях применения УСН?
  7. Ответ:
  8. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
  9. 1. В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
  10. Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав.
  11. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
  12. Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
  13. Статьей 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов принципалов на сумму вознаграждений, уплачиваемых ими агентам.
  14. Поэтому доходы принципалов, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не должны уменьшаться на сумму агентского вознаграждения, удерживаемого агентом из выручки от реализации, поступающей на его расчетный счет, при ее перечислении принципалу.
  15. В данном случае доходом принципала является вся сумма выручки от реализации товаров, поступающая на счет агента.
  16. 2. Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
  17. Исходя из этого при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации-комиссионера доходом будет являться сумма полученного агентского вознаграждения.
  18. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  19. С.В.Разгулин
  20. 22.12.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 22 декабря 2010 года № 03-11-11

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 20 декабря 2010 года № 03-02-08