О проведении аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- В связи с поступающими в Минэкономразвития России обращениями граждан и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с проведением аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, и деятельностью кадастровых инженеров, направляем позицию Минэкономразвития России по отдельным вопросам в указанной сфере.
- Просим довести данное письмо до сведения квалификационных комиссий для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
- И.Е.МАНЫЛОВ
Приложение
к Письму от 17 января 2011 года № 306-ИМ/Д23
к Письму от 17 января 2011 года № 306-ИМ/Д23
- 1. По вопросу представления в квалификационную комиссию документа, подтверждающего наличие у претендента среднего профессионального образования по одной из специальностей, предусмотренных Перечнем специальностей среднего профессионального образования, полученных физическими лицами, претендующими на получение квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2009 г. N 34 (далее - Перечень).
- При составлении Перечня Минэкономразвития России руководствовалось действующим Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. N 370, который утратил силу в связи с утверждением Приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355 нового Перечня специальностей среднего профессионального образования.
- Вместе с тем в ходе проведения в субъектах Российской Федерации аттестации было выявлено, что ряд специальностей среднего профессионального образования, ранее полученных гражданами, не предусмотрены действующим в настоящее время Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355, и Общероссийским классификатором специальностей по образованию, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. N 276-ст (в том числе специальности "топография", "гидромелиорация", "геодезия" и другие).
- В связи с поступающими обращениями по вопросу дополнения Перечня указанными выше специальностями среднего профессионального образования сообщаем, что, поскольку такие специальности не предусмотрены действующими нормативными правовыми актами, в частности, вышеназванным Приказом Минобрнауки России, они не могут быть включены в Перечень.
- Вместе с тем Минобрнауки России установлено соответствие ранее полученных специальностей среднего профессионального образования специальностям, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.
- В частности, Минобрнауки России Приказом от 28 декабря 2009 г. N 835 установило соответствие специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию.
- Ранее также были утверждены следующие документы о соответствии между действовавшими в разное время перечнями специальностей среднего профессионального образования:
- Соответствие между новым Классификатором специальностей среднего профессионального образования и ранее действовавшим Перечнем специальностей средних специальных учебных заведений СССР (Приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июня 1994 г. N 623);
- Указатель соответствия между новым и действующим до 1 сентября 2002 года классификаторами специальностей среднего профессионального образования (Приказ Минобразования России от 17 июля 2001 г. N 2714);
- Указатель соответствия между Классификатором специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобразования России от 2 июля 2001 г. N 2572, с последующими изменениями и дополнениями и ОК 009-2003 Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) (Приказ Минобразования России от 25 ноября 2003 г. N 4377).
- Так, например, Приказом Госкомвуза от 24 июня 1994 г. N 623 специальности среднего профессионального образования 3110 "гидромелиорация" установлено соответствие специальности 3202 "мелиорация и охрана земель", которой в свою очередь Приказом Минобразования России от 25 ноября 2003 г. N 4377 установлено соответствие специальности 280401 "мелиорация, рекультивация и охрана земель", предусмотренной Перечнем.
- Таким образом, в случае представления в квалификационную комиссию копии документа о среднем профессиональном образовании по специальности, не предусмотренной Перечнем, но для которой установлено соответствие действующим специальностям среднего профессионального образования, гражданин, получивший такую специальность, должен быть допущен к сдаче квалификационного экзамена.
- По мнению Минэкономразвития России, установление соответствия специальностей среднего профессионального образования может осуществляться должностными лицами квалификационной комиссии, ответственными за прием и проверку документов, представляемых вместе с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат). При этом считаем недопустимым требовать от претендента представления дополнительных документов, подтверждающих установление соответствия специальностей среднего профессионального образования. В случае необходимости уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или квалификационная комиссия может направить запрос в Минобрнауки России о соответствии конкретной специальности, полученной претендентом, действующей специальности среднего профессионального образования.
- В части возможности представления в квалификационную комиссию документов о среднем профессиональном образовании, полученных до принятия Приказа Гособразования СССР от 21 июля 1988 г. N 224 "О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР" и впоследствии исключенных из перечней специальностей среднего профессионального образования (в частности, специальности "геодезия", "инженерная геодезия", "аэрофотограмметрия", "топография"), сообщаем, что в настоящее время Минобрнауки России соответствия таким специальностям не установлено. Однако в связи с тем, что указанные специальности ранее входили в группу специальности "геодезия и картография", по мнению Минэкономразвития России, претенденты, имеющие такие специальности, могут быть допущены к сдаче квалификационного экзамена.
- Также считаем возможным допускать к сдаче квалификационного экзамена претендентов, представивших документы о среднем профессиональном образовании по специальности "промышленное и гражданское строительство", как соответствующей специальности среднего профессионального образования "строительство и эксплуатация зданий и сооружений".
- 2. По вопросу представления в квалификационную комиссию документа, подтверждающего наличие у претендента высшего образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.
- Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), а также Положением о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 (далее - Положение), не урегулирован вопрос возможности представления претендентами в квалификационную комиссию документов, подтверждающих наличие высшего образования, полученного в образовательном учреждении до момента введения института государственной аккредитации либо полученного в образовательном учреждении, расположенном на территории иностранного государства (в том числе бывших республик в составе СССР).
- По мнению Минэкономразвития России, претенденты, имеющие документы, подтверждающие наличие высшего образования, полученного в образовательном учреждении до момента введения института государственной аккредитации (в том числе полученном до распада СССР в образовательном учреждении, расположенном на территории бывших республик в составе СССР), имеют право на обращение в квалификационную комиссию с заявлением о получении квалификационного аттестата. Также полагаем возможным допускать к сдаче квалификационного экзамена претендентов, имеющих документы об образовании, выданные иностранными государствами и подтвержденные Российской Федерацией в порядке признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях.
- 3. По вопросу установления срока действия справки о наличии (отсутствии) непогашенной (неснятой) судимости за совершение умышленного преступления (далее - справка).
- Приказом Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23, а также Приказом МВД России от 1 ноября 2001 г. N 965 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления гражданам справки о наличии (отсутствии) у них судимости" (далее - Инструкция) срок действия справки не ограничен. Выдаваемая органами МВД России справка актуальна на дату ее выдачи. Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, в квалификационную комиссию может быть представлена справка, выданная в установленном порядке, без ограничения срока своего действия.
- В части установления квалификации совершенного преступления сообщаем следующее.
- В справке, помимо фамилии, имени, отчества, даты и места рождения лица, которому такая справка выдана, указываются дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер (номера) статей Уголовного кодекса Российской Федерации, срок и вид наказания, дата и основания освобождения.
- При этом в справке не содержится информации о квалификации совершенного лицом преступления (умышленно или по неосторожности).
- По информации, представленной МВД России, во многих статьях Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) прямо указывается на умышленный характер преступления (статьи 105, 111, 115 и др.). Если преступление предполагает только неосторожную форму вины, то в соответствии с частью 2 статьи 24 УК РФ это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (статьи 109, 118, 143, 168 и др.). Так, например, форма вины служит разграничительным критерием квалификации убийства (статья 105 УК РФ) и причинения смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), причинения тяжкого вреда здоровью (статьи 111 и 118 УК РФ), уничтожения или повреждения имущества (статьи 167 и 168 УК РФ), уничтожения или повреждения лесных насаждений (части 1 и 2 статьи 261 УК РФ). В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части УК РФ не конкретизирует форму вины, соответствующее преступление может быть только умышленным. Преступление с двумя формами вины согласно статье 27 УК РФ также в целом признается совершенным умышленно.
- Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, согласованному с МВД России, при определении формы вины претендента, представившего справку, необходимо руководствоваться положениями УК РФ.
- 4. По вопросу увеличения численного состава квалификационной комиссии.
- Положением определен численный состав квалификационной комиссии - восемь человек.
- В соответствии с Положением основными задачами квалификационной комиссии являются проведение квалификационных экзаменов и рассмотрение обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов. Заседания квалификационной комиссии проводятся в случаях, когда требуется принятие решения:
- - о допуске претендентов к сдаче квалификационного экзамена;
- - о признании претендентов сдавшими (не сдавшими) квалификационный экзамен;
- - об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера.
- При этом, исходя из Положения, основная нагрузка приходится на секретаря квалификационной комиссии. Полагаем, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе, при необходимости, дополнительно выделить должностных лиц, которые совместно с секретарем комиссии будут обеспечивать ее работу. Вместе с тем включение указанных должностных лиц в состав комиссии и наделение их правом голосования на ее заседаниях считаем нецелесообразным.
- Кроме того, по мнению Минэкономразвития России, в целях оптимизации работы квалификационной комиссии на ее заседание может быть вынесено рассмотрение нескольких вопросов. Также в один день квалификационная комиссия может организовать проведение квалификационного экзамена нескольких групп претендентов. Объявление результатов проведения квалификационного экзамена возможно путем размещения на информационном стенде списка претендентов, принимавших участие в сдаче квалификационного экзамена, с результатами сдачи квалификационного экзамена.
- Таким образом, по мнению Минэкономразвития России, внесение изменений в Положение в части увеличения численного состава квалификационной комиссии представляется нецелесообразным.
- 5. По вопросу выдачи квалификационного аттестата.
- Формой квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 83, предусмотрена необходимость указания даты выдачи квалификационного аттестата. Пунктом 13 Порядка выдачи квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, утвержденного вышеуказанным Приказом, получение квалификационного аттестата удостоверяется личной подписью лица, получающего квалификационный аттестат, в книге учета выданных квалификационных аттестатов.
- Таким образом, следует различать дату выдачи квалификационного аттестата (т.е. дату регистрации квалификационного аттестата в книге учета выданных квалификационных аттестатов в срок не более чем 5 рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена) и дату получения квалификационного аттестата (т.е. дату, когда лицо непосредственно получает на руки выданный квалификационный аттестат). При этом, исходя из положений части 4 статьи 29 Закона о кадастре, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший квалификационный аттестат, направляет в орган кадастрового учета уведомление о выдаче и копию данного квалификационного аттестата в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного квалификационного аттестата, в том числе в случае, когда квалификационный аттестат не был получен на руки лицом, сдавшим квалификационный экзамен.
- В случае неявки лица, сдавшего квалификационный экзамен, для получения квалификационного аттестата в течение пяти рабочих дней со дня сдачи квалификационного экзамена его квалификационный аттестат помещается на хранение в личное дело претендента и может быть выдан указанному лицу в случае его обращения после указанного срока. В соответствии с Положением квалификационная комиссия обеспечивает комплектование личных дел претендентов на получение квалификационного аттестата, которые подлежат постоянному хранению в архиве уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.
- 6. По вопросу выбора кадастровым инженером формы организации кадастровой деятельности.
- В соответствии со статьей 31 Закона о кадастре кадастровый инженер вправе самостоятельно выбирать форму организации своей кадастровой деятельности: в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица.
- Таким образом, кадастровый инженер не может осуществлять кадастровую деятельность одновременно в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве работника юридического лица.
- При этом кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности.
- При выборе кадастровым инженером формы организации кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица в обязательном порядке должен быть заключен трудовой договор с таким кадастровым инженером. Соответственно, на кадастрового инженера, являющегося работником юридического лица, распространяются положения трудового законодательства Российской Федерации.
- Законом о кадастре не конкретизирована возможность выполнения кадастровым инженером своих функций по совместительству в качестве работника нескольких юридических лиц. Вместе с тем действующее трудовое законодательство предоставляет работнику, уже состоящему в трудовых отношениях с работодателем, право выполнять другую регулярно оплачиваемую работу.
- В соответствии с положениями статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей.
- 7. По вопросу рассмотрения апелляции претендента, связанной с нарушением порядка проведения квалификационного экзамена.
- Пунктами 46, 47 Положения предусмотрена возможность обращения претендента с апелляцией в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях нарушения предусмотренного Положением порядка проведения квалификационного экзамена.
- По мнению Минэкономразвития России, в случае, если в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации поступила указанная апелляция, то такой орган вправе самостоятельно принимать решение о необходимости создания апелляционной комиссии, определять ее персональный состав и порядок рассмотрения поступивших апелляций в сроки, установленные пунктом 47 Положения.
- 8. По вопросу материального и технического обеспечения проведения аттестации.
- В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона о кадастре квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Частью 5 статьи 29 Закона о кадастре также предусмотрено, что аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, который принимается квалификационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
- Таким образом, функции по проведению квалификационных экзаменов и выдаче квалификационных аттестатов относятся Законом о кадастре к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Следовательно затраты, связанные с проведением квалификационных экзаменов (компьютерная техника, система видеонаблюдения, закупка расходных материалов) и выдачей квалификационных аттестатов (изготовление бланков квалификационных аттестатов), по мнению Минэкономразвития России, должны компенсироваться уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.
- Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России поручено Росреестру оказывать содействие в организации работы по проведению аттестации уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и квалификационным комиссиям.
- 9. По вопросу доработки и устранения недостатков, выявленных при эксплуатации автоматизированной информационной системы аттестации кадастровых инженеров (далее - АИС АКИ).
- В соответствии с пунктом 35 Положения организация работ по проектированию и внедрению АИС АКИ осуществляется Росреестром. Росреестром также осуществляется консультирование квалификационных комиссий по вопросам внедрения и использования АИС АКИ.
- Выполнение указанных функций, а также актуализация тестовых вопросов с ответами для сдачи квалификационного экзамена, сбор и анализ сведений о проведении квалификационных экзаменов, мониторинг, в том числе видеоконтроль проведения квалификационных экзаменов предусмотрены Приказом Росреестра от 24 августа 2010 г. N П/459 "О введении в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы аттестации кадастровых инженеров".
- В этой связи, в случае выявления недостатков в функционировании АИС АКИ, ошибок и неточностей в содержании тестовых вопросов с ответами на них, Минэкономразвития России рекомендует в оперативном порядке направлять соответствующие замечания и предложения в Росреестр в целях их устранения.
- 10. По вопросам, связанным с внесением изменений в Приказ Минэкономразвития России от 22 января 2010 г. N 23 (далее - Приказ).
- Минэкономразвития России планирует внесение следующих изменений в Приказ.
- 1) Дополнение Перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата кадастрового инженера, копией свидетельства о заключении (расторжении) брака или иного документа, подтверждающего изменение фамилии (имени, отчества) претендента, в случае выявления квалификационной комиссией соответствующих изменений.
- До внесения указанных изменений Минэкономразвития России рекомендует, в случае необходимости, запрашивать у претендента копию свидетельства о заключении (расторжении) брака или иного документа, подтверждающего изменение фамилии (имени, отчества) претендента.
- 2) Внесение изменений в Положение в части исключения необходимости представления претендентом полного комплекта установленных документов при повторной подаче заявления о получении квалификационного аттестата в случае, если документы представляются в ту же самую квалификационную комиссию и содержащиеся в них сведения не изменились.
- Вместе с тем, до внесения соответствующих изменений, при повторной подаче заявления о получении квалификационного аттестата претендентом должен представляться полный комплект установленных документов.
- 3) Установление возможности принятия решения о допуске претендентов к сдаче квалификационного экзамена без необходимости проведения заседания квалификационной комиссии путем заочного голосования ее членов.
- 4) Установление в качестве основания для прекращения членства в квалификационной комиссии - принятие большинством голосов членов квалификационной комиссии решения об исключении из ее состава члена квалификационной комиссии.
- 5) Установление необходимости представления в квалификационную комиссию одной цветной фотографии претендента, которая прикрепляется к его заявлению о получении квалификационного аттестата.
- 6) Увеличение до 10 дней срока подачи апелляции, связанной с несоответствием экзаменационных вопросов с ответами на них законодательству Российской Федерации, противоречивостью их изложения либо иными причинами, не позволяющими однозначно оценить вопрос тестового задания либо предложенные варианты ответов на него.