Письма Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 N Д05-246, N Д05-247
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Вопрос: О мерах налоговой политики, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в РФ; об установлении пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ для плательщиков взносов, осуществляющих определенные виды экономической деятельности и применяющих УСН; о проекте федерального закона, предусматривающего совершенствование применения УСН на основе патента, а также поэтапную отмену ЕНВД.
- Ответ:
- Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу увеличения тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей и сообщает.
- За последние годы (2006 - 2009) был принят ряд мер, направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в России.
- В дальнейшем основным вектором налоговой политики должна являться реализация стимулирующих мер, направленных на развитие новых производств, модернизацию существующих и повышение инновационной активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов. Меры налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их востребованности экономическими субъектами, а также возможности эффективного администрирования.
- В частности, предлагаются следующие меры:
- - распространение льготной ставки страховых платежей в размере 14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи России), проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов технико-внедренческих особых экономических зон;
- - освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний и использования современного энергоэффективного оборудования;
- - освобождение от налога на прибыль организаций дохода от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- - освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих услуги в сфере образования и здравоохранения;
- - освобождение от налога на прибыль организаций отчислений в пределах 3 - 5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
- - оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5;
- - упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
- Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
- За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
- В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
- В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
- Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
- Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
- При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
- Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сфере и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
- Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
- Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
- Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.
- Кроме того, сообщаем, что по итогам встречи руководителей объединений предпринимателей с Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным, состоявшейся 24 декабря 2010 г., Минздравсоцразвития России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено дополнительно рассмотреть вопрос о видах экономической деятельности, на которые распространяются положения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное социальное страхование, предусматривающие льготный период применения по пониженному тарифу.
- Во исполнение поручения разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - законопроект) с целью поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и направленный на изменение подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения и имеющих право на применение пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
- Законопроектом предполагается установить совокупный тариф страховых взносов в размере 26% в пределах страхуемого годового заработка для некоммерческих организаций, организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в 2011 и 2012 гг., и переход к общеустановленному тарифу 34% с 2013 г.
- Отмечаем, что при установлении переходного периода для некоммерческих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в законопроекте указаны следующие виды экономической деятельности, на которые не распространяется переходный период:
- 1) оптовая и розничная торговля, за исключением розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями;
- 2) финансовая деятельность, за исключением благотворительной деятельности благотворительных фондов и деятельности по формированию и использованию целевого капитала некоммерческих организаций;
- 3) операции с недвижимым имуществом;
- 4) деятельность гостиниц и ресторанов.
- Данный подход позволит охватить весь круг наиболее незащищенных и социально значимых субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций.
- Для получения более подробной информации целесообразно обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, включая уплату страховых взносов.
- Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России проведен анализ применения на территории Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, разработан и 10 декабря 2010 г. внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект), предусматривающий совершенствование применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
- Законопроект содержит следующие основные положения.
- В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД):
- - с 1 января 2012 г. для плательщиков ЕНВД, осуществляющих розничную торговую деятельность и оказывающих услуги общественного питания, сокращается допустимая предельная штатная численность сотрудников со 100 до 50 человек;
- - с 1 января 2013 г. запрещается применять ЕНВД при осуществлении розничной торговли и оказании услуг общественного питания;
- - с 1 января 2014 г. система ЕНВД отменяется полностью.
- В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
- - с 1 января 2012 г. выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.
- В отношении патентной системы налогообложения (патент):
- - с 1 января 2012 г. вводится как самостоятельный специальный налоговый режим;
- - устанавливается законами субъектов Российской Федерации;
- - в перечне видов деятельности (всего 46) выделен 21 вид деятельности, по которым при введении патента на территории Российской Федерации патент является обязательным. Остальные виды деятельности вводятся в соответствии с решением субъекта Российской Федерации;
- - субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой. При этом установлены минимальное - 100 000 руб. и максимальное - 500 000 руб. - значения. Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на коэффициент-дефлятор;
- - налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с числом занятых не более 5 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.;
- - патент действует на территории одного субъекта Российской Федерации;
- - налоговая ставка по патенту - 6%;
- - патент может приобретаться на любое количество месяцев, но не более календарного года;
- - налогоплательщик освобожден от подачи налоговой декларации. Осуществляется ведение книги учета доходов и расходов.
- Также сообщаем, что дополнительную информацию о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по адресу http://www.smb.gov.ru.
- Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства
- Н.И.Ларионова