Письмо Минфина РФ от 31 января 2011 года № 03-03-06/1/46
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ООО осуществляет инвестиции в объекты строительства и бурения. ООО предоставляется муниципальная поддержка в виде субсидий за счет средств муниципального бюджета.
- До 1 января 2008 г. бюджетные средства предоставлялись для частичного финансирования предстоящих расходов (покупка, транспортировка и монтаж оборудования и других материальных ресурсов, оплата работ, услуг.) С 1 января 2008 г. ООО получает средства в качестве частичной компенсации расходов, понесенных при реализации инвестиционного проекта.
- В связи с производственной необходимостью ООО планирует продать часть созданного до 1 января 2010 г. имущества другим участникам инвестиционного проекта.
- В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ вышеуказанное имущество признается амортизируемым имуществом, однако амортизация по нему не начисляется согласно пп. 3 п. 2 этой же статьи.
- Согласно ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на стоимость имущества, равную остаточной стоимости.
- Остаточная стоимость (ст. 257 НК РФ) определяется как разница между первоначальной стоимостью (суммой всех расходов при создании) и начисленной амортизацией. Какие-либо специальные положения, касающиеся остаточной стоимости имущества, по которому амортизация не начисляется, в Кодексе отсутствуют. Таким образом, остаточная стоимость имущества будет равна первоначальной стоимости.
- Вправе ли ООО в целях исчисления налога на прибыль при реализации амортизируемого имущества, приобретенного или созданного за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, уменьшить доходы от такой реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов при реализации амортизируемого имущества и сообщается следующее.
- Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
- Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. При этом данные субсидии не подлежат отдельному учету.
- В соответствии с пп. 3 и 7 п. 2 ст. 256 Кодекса по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, а также приобретенному за счет средств, поступивших в рамках целевого финансирования, амортизация не начисляется.
- В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
- Таким образом, в отношении имущества, приобретенного или созданного коммерческой организацией за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и признанного согласно ст. 256 Кодекса амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
- Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав установлены ст. 268 Кодекса.
- Так, при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.
- Согласно п. 1 ст. 257 Кодекса остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 Кодекса, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
- Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных в Кодексе.
- Таким образом, при реализации амортизируемого имущества, приобретенного или созданного за счет субсидий, полученных на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, коммерческая организация вправе уменьшить доходы от такой реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Минфина России имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 31.01.2011