» » » Письмо Минфина РФ от 17 января 2011 года № 03-05-05-03

Письмо Минфина РФ от 17 января 2011 года № 03-05-05-03


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 17 января 2011 года № 03-05-05-03/02
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" банк в случае невозврата кредита, выданного под залог недвижимого имущества, вынужден обращаться с иском к должнику в суд, который принимает решение об обращении взыскания на указанное имущество. Если в ходе исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое имущество оно не реализовано с торгов, то судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить указанное имущество за собой и передает его взыскателю по акту.
  2. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
  3. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
  4. Поскольку государственная регистрация права собственности осуществляется без заявления правообладателя в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в принудительном порядке на основании постановления судебного пристава-исполнителя и является исполнительным действием, без которого невозможно окончание исполнительного производства, то в соответствии со ст. 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" государственная пошлина должна быть оплачена из федерального бюджета с дальнейшим возмещением за счет средств должника.
  5. Однако в настоящее время госпошлина оплачивается взыскателем (банком).
  6. Кто должен оплачивать госпошлину при регистрации права собственности взыскателя на недвижимое имущество, оставленное взыскателем за собой: Федеральная служба судебных приставов, взыскатель или никто не должен оплачивать, поскольку госпошлина относится к расходам федерального бюджета?
  7. Ответ:
  8. В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, если взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
  9. Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
  10. В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда: требование государственной регистрации содержится в судебном акте, судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю, взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества или иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
  11. Расходы по совершению исполнительных действий, которые возмещаются за счет средств должника, определены ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ.
  12. Согласно ч. 2 ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав взыскателя, в том числе и по уплате государственной пошлины за данную регистрацию, к расходам по совершению исполнительных действий не относятся.
  13. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие.
  14. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности взыскателя на нереализованное недвижимое имущество должника определяется в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса взыскателя (организация или физическое лицо).
  15. С учетом изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное недвижимое имущество должника, плательщиком государственной пошлины является взыскатель, поскольку государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество от должника к взыскателю осуществляется в интересах взыскателя.
  16. Расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав взыскателя, должны осуществляться за счет средств взыскателя.
  17. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  18. И.В.Трунин
  19. 17.01.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 17 января 2011 года № 03-02-07

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 20 января 2011 года № 03-03-06