Письмо Минфина РФ от 21 января 2011 года № 03-03-06/4/2
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ФГУП выделяются средства из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы на реконструкцию и техническое перевооружение. Полученные бюджетные инвестиции увеличивают уставный фонд предприятия.
- Имеет ли право ФГУП имущество, приобретенное за счет выделенных целевых средств федерального бюджета, признавать имуществом, полученным от собственника имущества в хозяйственное ведение, и соответственно учитывать суммы начисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества в целях налога на прибыль (абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ)?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, выделяемых федеральному унитарному предприятию из федерального бюджета по федеральной целевой программе на реконструкцию и техперевооружение, и сообщается следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
- Согласно п. 5 данной статьи БК РФ предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
- Приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества (ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
- В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
- Как следует из положений п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
- Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
- Таким образом, расходы, произведенные федеральным государственным унитарным предприятием за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия этих расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
- Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
- Данные средства учитываются после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение основных средств в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 256 - 259.3 НК РФ. При этом на основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. Каких-либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, положениями вышеуказанных статей НК РФ не предусмотрено.
- Таким образом, расходы на реконструкцию, техническое перевооружение объектов, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, произведенные за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, учитываются в целях налогообложения прибыли в вышеизложенном порядке.
- Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 21.01.2011