Письмо Минфина РФ от 17 февраля 2011 года № 03-03-06/1/107
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Основной вид деятельности ООО - оказание услуг в области информационных технологий. Большинство договоров предусматривают оказание услуг в течение длительного периода времени с поэтапной сдачей результатов оказанных услуг (далее - длительный проект). Продолжительность этапов, выделенных в договоре, составляет в среднем от 2 до 6 месяцев. Стоимость каждого из этапов определена в договоре. Акты оказанных услуг подписываются сторонами по завершении каждого этапа.
- В целях исчисления налога на прибыль ООО применяет метод начисления. ООО ведет раздельный учет затрат по каждому длительному проекту, исходя из следующих принципов:
- - прямые расходы (включая расходы на оплату труда, расходы на субподрядчиков, расходы на командировки, обучение персонала, отчисления в социальные фонды и др.) в полной сумме относятся на конкретный этап в рамках длительного проекта;
- - накладные расходы, связанные обслуживанием и поддержкой функционирования основного производства, подлежат распределению на прямые расходы и отнесению на конкретные этапы согласно установленным базам распределения;
- - общехозяйственные и коммерческие расходы признаются расходами текущего отчетного (налогового) периода в полной сумме.
- В момент подписания договора на оказание услуг общая сумма расходов ООО по конкретному этапу в рамках длительного проекта не может быть определена точно, поэтому финансовый результат от оказания услуг по такому этапу может быть достоверно определен только после подписания акта оказанных услуг, подтверждающего завершение этапа в рамках длительного проекта.
- В учетной политике ООО закреплен следующий порядок признания доходов и расходов по длительным проектам для целей исчисления налога на прибыль:
- - сумма дохода отчетного (налогового) периода от оказания услуг в рамках конкретного этапа признается ежемесячно в сумме прямых затрат, включающих в себя накладные расходы основного производства, распределенных ООО на соответствующие этапы в рамках длительного проекта согласно принципам ведения раздельного учета затрат по длительным проектам;
- - доход отчетного периода, в котором происходит подписание акта оказанных услуг по завершении этапа в рамках длительного проекта, определяется как разница между стоимостью этапа, указанной в договоре, и суммой ранее признанных доходов от реализации работ (услуг) по данному этапу;
- - прямые расходы, включая распределяемые на них накладные расходы основного производства, по каждому конкретному этапу, в полном объеме учитываются в составе расходов текущего периода в соответствии с ежемесячным признанием доходов по данному этапу.
- Соответствует ли порядок признания доходов и расходов по длительным проектам ООО для целей исчисления налога на прибыль положениям НК РФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания в целях налогообложения прибыли доходов и расходов при оказании услуг в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов и сообщает следующее.
- Из письма следует, что договоры, заключенные организацией на оказание услуг в области информационных технологий, предусматривают их оказание в течение длительного периода времени с поэтапной сдачей результатов оказанных услуг. При этом стоимость каждого из этапов определена в договоре, акты сдачи-приема оказанных услуг подписываются сторонами по завершении каждого этапа.
- Порядок признания доходов в целях налогообложения прибыли при методе начисления установлен ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в соответствии с которой доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
- Пунктом 3 ст. 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
- Вместе с тем в установленных Кодексом случаях доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
- Так, положениями ст. 271 Кодекса распределение доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов предусмотрено Кодексом в следующих случаях:
- - по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам;
- - если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
- - по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг).
- Каждое из указанных обстоятельств является самостоятельным основанием для распределения налогоплательщиком в налоговом учете доходов с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
- При этом ст. 272 Кодекса установлено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
- В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
- Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяются доходы и расходы, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
- Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 17.02.2011