» » » Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 01 февраля 2011 года № 03-03-06/1/51
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос: ООО занимается перевозкой и сопровождением грузобагажа юридических и физических лиц в арендованных почтово-багажных вагонах по железной дороге в направлении из города А в город Б. В связи с отсутствием собственных вагонов ООО заключило договор аренды почтово-багажных вагонов с собственником данных вагонов, являющимся индивидуальным предпринимателем и единственным учредителем ООО.
  2. В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ по договору аренды капитальный ремонт вагонов осуществляет арендатор.
  3. Руководствуясь Приказом МПС России от 04.04.1997 N 9ц "О введении новой системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов", в 2008 г. с заводом был заключен договор на проведение капитального ремонта почтово-багажных вагонов, который был осуществлен в марте 2009 г. Бухгалтерский и налоговый учет в ООО ведется методом начисления. В соответствии с приказом об учетной политике, а также согласно п. 2 ст. 260 НК РФ расходы на капитальный ремонт учтены в I квартале 2009 г., в котором они фактически и были осуществлены. Оплата произведена в декабре 2008 г. и в феврале 2009 г.
  4. Вправе ли ООО в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы на капитальный ремонт арендованного у индивидуального предпринимателя - учредителя ООО почтово-багажного вагона в составе прочих расходов в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ?
  5. В связи с тем что возмещение расходов по капитальному ремонту вагонов договором аренды со стороны арендодателя не предусмотрено, вправе ли ООО списывать данные расходы для целей исчисления налога на прибыль в момент их осуществления в полном объеме без отнесения на расходы будущих периодов?
  6. Ответ:
  7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения расходов на ремонт основных средств и сообщает следующее.
  8. При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
  9. При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
  10. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
  11. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  12. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
  13. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
  14. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
  15. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.
  16. Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 260 Кодекса расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
  17. Указанное положение ст. 260 Кодекса применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между сторонами возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
  18. При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Департамента, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом.
  19. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. В связи с этим арендатор вправе учитывать расходы по проведению капитального ремонта арендованного имущества только в случае, если проведение такого ремонта является его обязанностью в соответствии с договором аренды.
  20. Учитывая изложенное, расходы на ремонт основных средств, арендованных у индивидуального предпринимателя, не подлежащие компенсации арендодателем, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
  21. Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  22. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  23. С.В.Разгулин
  24. 01.02.2011

Предыдущая новость - Письмо ФНС от 04 февраля 2011 года № КЕ-4-3

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 04 февраля 2011 года № 03-05-05-01