Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2011 года № 03-03-06/4/10
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Автономная некоммерческая медицинская организация в соответствии с соглашением получила субсидии из бюджета субъекта РФ. Субсидии предоставлены на возмещение расходов, связанных с выполнением государственного задания по обеспечению реализации территориальной медицинской программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
- Из соглашения следует, что предоставленные субсидии являются целевыми средствами, подлежащими использованию по целевому назначению. В случае установления нецелевого использования субсидий автономная некоммерческая медицинская организация обязана обеспечить возврат в бюджет средств, использованных не по целевому назначению. Этим же соглашением установлен порядок предоставления отчетности об использовании субсидий.
- Вправе ли некоммерческая организация относить указанные субсидии к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в целях налога на прибыль в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрен вопрос в отношении учета в целях налогообложения прибыли субсидий, выделяемых автономной некоммерческой организации на предоставление специализированных видов медицинских услуг, и сообщается следующее.
- В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
- Следовательно, целью создания автономной некоммерческой организации является предоставление услуг в вышеназванных областях.
- Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.
- Как следует из запроса, субсидии автономной некоммерческой организации выделяются на возмещение расходов по предоставлению гражданам специализированных видов медицинских услуг.
- В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
- В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ.
- В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.
- Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.
- Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
- К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
- В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
- Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями.
- В рассматриваемом случае средства в виде субсидий выделяются автономной некоммерческой организации в целях возмещения затрат в связи с оказанием ею специализированных видов медицинских услуг.
- Полученные субсидии не могут рассматриваться автономной некоммерческой организацией ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений.
- В этой связи получаемые автономной некоммерческой организацией субсидии должны учитываться при определении налоговой базы в составе доходов организации. При этом расходы, на возмещение которых организации предоставлены субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 15.02.2011