Письмо Минфина РФ от 16 февраля 2011 года № 03-02-07/1-49
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: ООО приобрело 100% долей в уставном капитале нескольких организаций (активодержателей), реализующих или владеющих рядом проектов и объектов в сфере недвижимости.
- В целях усиления контроля над деятельностью группы компаний и принадлежащих им активов между ООО (управляющая организация) и подконтрольными ему дочерними организациями (управляемые организации) были заключены договоры на передачу полномочий единоличного исполнительного органа.
- Согласно указанным договорам ООО как управляющая организация приняло на себя обязательство осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа (генерального директора) в управляемых организациях.
- ООО осуществляет сдачу отчетности, в том числе управляемых организаций, в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
- Согласно п. 2.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@, право подписи документов, участвующих в электронном документообороте, электронной цифровой подписью имеют те должностные лица налогоплательщика (представителя), налогового органа, спецоператора, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- При этом при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС представителем налогоплательщика доверенность (копия доверенности), подтверждающая право представителя подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до представления налоговой декларации (расчета) (п. 2.8 указанных Методических рекомендаций).
- Таким образом, существующие формы отчетности в электронном виде, направляемые в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи, предусматривают наличие подписи только одного из двух лиц - руководителя организации либо ее представителя.
- В соответствии с п. 1 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
- Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества (п. 2 ст. 42 Закона).
- Согласно пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа (п. 4 ст. 40 Закона).
- Исходя из изложенного можно предположить, что в соответствии с договорами на передачу полномочий единоличного исполнительного органа, заключенными между ООО и его дочерними организациями, управляющая организация организует и осуществляет от имени управляемой организации бухгалтерский, налоговый учет, а также представляет отчетность без доверенности.
- Вправе ли генеральный директор ООО (управляющей организации) подписывать налоговые декларации управляемых организаций при сдаче отчетности управляемых организаций в электронном виде по ТКС без доверенности?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о представлении налоговых деклараций и сообщает следующее.
- В соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
- Статьей 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
- Согласно ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
- Учитывая изложенное, единоличный исполнительный орган управляющего вправе подписывать налоговые декларации (расчеты) управляемых обществ без доверенности.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 16.02.2011