Вопрос: Организация (торговый комплекс) сдает в аренду и субаренду помещения и павильоны для осуществления розничной торговли в зданиях (частях зданий), как с торговыми залами, так и без их выделения. В отношении сдачи в аренду торговых мест организация уплачивает ЕНВД, а в отношении сдачи в аренду помещений с выделенной площадью торгового зала применяет УСН. Границы помещения и торгового зала определены временными перегородками, не указанными в техническом паспорте. Подсобные, складские, административно-бытовые помещения в составе арендуемой площади отделены временными перегородками, но они обозначены на плане-схеме. Правомерно ли применять УСН в отношении деятельности по сдаче в аренду помещений с выделенной площадью торгового зала? (Письмо Минфина РФ от 21.03.2011 N 03-11-06/3/31)
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Организация (специализированный торговый комплекс) сдает индивидуальным предпринимателям в аренду и субаренду помещения и павильоны для осуществления розничной торговли в зданиях (частях зданий) в соответствии с договорами аренды, как с торговыми залами, так и без их выделения. При этом сторонами договора аренды согласована план-схема арендованного помещения (с выделенным для фактического использования торговым залом), согласован акт приема-передачи помещения (как приложения к договору аренды).
- В отношении сдачи в аренду торговых мест организация применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, а в отношении сдачи в аренду помещений с выделенной площадью торгового зала - УСН.
- При этом физические границы помещения и торгового зала определены временными (некапитальными) перегородками, не указанными в техническом (кадастровом) паспорте объекта недвижимости. Подсобные, складские, административно-бытовые помещения в составе арендуемой площади также отделены временными (некапитальными) перегородками, но они обозначены на плане-схеме (приложение к договору аренды).
- Правомерно ли организация применяет УСН в отношении деятельности по сдаче в аренду помещений с выделенной площадью торгового зала?
- Являются ли подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже конструктивно обособленными от торгового зала в случае, если помещения разделены (отделены от торговой площади торгового зала) не капитальными, а временными перегородками, не указанными в техническом (кадастровом) паспорте объекта недвижимости?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения предпринимательской деятельности, связанной с передачей в аренду (субаренду) павильонов и помещений с выделенной площадью торгового зала, и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
- В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
- Согласно ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети относится торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
- Стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
- К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
- Под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
- Таким образом, предпринимательская деятельность, связанная с передачей в аренду (субаренду) павильонов и помещений с выделенной площадью торгового зала, которые, соответственно, являются магазинами или павильонами, на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.
- В связи с этим в отношении указанного вида предпринимательской деятельности применяется общая система налогообложения или упрощенная система налогообложения при условии соблюдения положений гл. 26.2 Кодекса.
- Следует отметить, что исходя из ст. 346.27 Кодекса площадью торгового зала признается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
- Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
- К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
- Кроме того, ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
- Согласно ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
- Обращаем внимание, что при отсутствии указанных данных в договоре аренды условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
- Также сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 (далее - Положение), Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), а также Административному регламенту по исполнению государственной функции, утвержденному Приказом Минфина России от 10.06.2010 N 57н "Об утверждении Административного регламента Министерства финансов Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок" (далее - Административный регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
- В соответствии с Положением и Регламентом, а также Административным регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
- Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
- В свою очередь, согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 21.03.2011