О направлении Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120
- Принято
- Фондом социального страхования Российской Федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) направляет для сведения и использования в практической работе Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 120 "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120). Данное Постановление вступит в силу по истечении семи дней после дня его первого официального опубликования.
- Указанным Постановлением Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, приведено в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" .
- Обращаем внимание на следующие отдельные нормы указанного Положения в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120 (далее - Положение).
- 1. Согласно пункту 2 Положения в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд.
- В связи с этим пункт 8 Положения, которым был определен перечень периодов, исключаемых из расчетного периода, с 1 января 2011 года утратил силу.
- 2. Пунктом 11.1 Положения установлено, что в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний месячный заработок, рассчитанный за расчетный период, ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
- Необходимо отметить, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Например, в расчетном периоде (2009 и 2010 года) средний заработок застрахованного лица составил 100 000 рублей. Средний дневной заработок в этом случае составит 136,99 руб. (100 000: 730). Средний дневной заработок, исчисленный исходя из МРОТ , равен 142,36 руб. (4330 x 24: 730). Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую (142,36 руб.).
- При этом в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
- 3. Скорректирован пункт 15 Положения в части определения среднего дневного заработка. А именно, средний дневной заработок определяется путем деления общей суммы заработка за расчетный период на 730.
- Вместе с тем, в случаях, когда у застрахованного лица отсутствует заработок в расчетном периоде или средний месячный заработок окажется меньше МРОТ ( пункт 11.1 Положения), для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ , установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
- Однако при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется ( пункт 23 Положения).
- 4. Особо следует обратить внимание на пункт 19 Положения, которым определен порядок учета заработка, полученного застрахованным лицом у других страхователей в расчетном периоде, при исчислении пособий.
- В частности, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица, при этом указанные пособия исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего соответствующее пособие.
- В этом случае при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.
- При исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком в указанной выше ситуации средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) учитывается за период, предшествующий периоду работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего указанное пособие.
- Следует иметь в виду, что Положение применяется также при исчислении пособий застрахованным лицам, работающим у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы.
- Прошу довести указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120 до специалистов региональных отделений Фонда и филиалов, а также страхователей.
- Л.Н.РАУ