Письмо Минфина РФ от 03 марта 2011 года № 03-07-11/42
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Тарифы на коммунальные услуги утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике без учета НДС. Управляющая компания по ЖКХ (ОАО) находится на общей системе налогообложения. При реализации коммунальных услуг физическим и юридическим лицам ОАО увеличивает стоимость услуг на сумму НДС. Правомерны ли действия ОАО?
- Ответ:
- В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг организацией коммунального комплекса Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
- В соответствии с пп. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
- Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено.
- Таким образом, операции по реализации коммунальных услуг, осуществляемые организацией коммунального комплекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. При этом следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
- На основании п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
- В соответствии с п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
- Пунктом 1 ст. 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
- Учитывая изложенное, организации коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), размер которых установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязаны предъявить к оплате покупателю этих услуг соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 03.03.2011