О представлении информации в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Принято
- Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
-
Руководителям Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации
- В целях обеспечения сбора, обобщения и анализа информации о результатах осуществления территориальными органами Роспотребнадзора государственного контроля (надзора) за исполнением требований ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) и иных нормативных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на следующее.
- Во исполнение п.24 Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (далее – План), Роспотребнадзор является ответственным за предоставление в Минпромторг России сведений, необходимых для подготовки доклада о состоянии рынка энергоэффективных приборов освещения, в части информации о соответствии поставляемых на потребительский рынок ламп техническим характеристикам, указанным на упаковке, этикетке и в технической документации (срок службы, показатели энергоэффективности), о результатах контроля за оборотом ламп накаливания, запрещенных к обороту.
- Работа по сбору, обобщению и ежеквартальному представлению в Минпромторг России необходимой аналитической информации по названной тематике уже осуществлялась Роспотребнадзором в 2010 году и будет продолжена в 2011 году с учетом соответствующих новаций в нормативном правовом регулировании отношений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- В этой связи следует иметь в виду, что в настоящее время Роспотребнадзор во исполнение п/п «ж» п. 8 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2010 № 391 (далее – Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения) в соответствии со ст. 23 Федерального закона № 261-ФЗ и п. 80 Плана, а также Правил предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. п. 1 приложения № 1 к данным Правилам), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 20 (далее – Правила), является ответственным за предоставление данных о нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, выявленных в ходе выполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложенных на нее функций по осуществлению государственного контроля в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Указанная информация, которая предоставляется по Форме 3-1 приложения № 2 к Правилам, включает в себя данные о выполнении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при производстве, ввозе или реализации товаров, содержащих информацию о классах энергетической эффективности или иную обязательную информацию об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках.
- Сбор и обобщение такой информации основаны на соответствующих полномочиях Роспотребнадзора (его территориальных органов), связанных с осуществлением государственного контроля (надзора) на потребительском рынке, и правоприменении взаимосвязанных положений ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», п/п «г» п. 5 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения, п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- При этом в силу полномочий, закрепленных ст. 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Роспотребнадзор, как орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, рассматривает дела об административных правонарушениях, объективную сторону которых определяют факты выпуска производителем или ввоза на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации (ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ), либо факты реализации товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным (ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ).
- Учитывая, что данные составы административных правонарушений предусматривают ответственность, в том числе, в виде конфискации предметов административного правонарушения (соответствующей продукции), необходимо в каждом случае при производстве по делу об административном правонарушении принимать меры, направленные на их изъятие или арест. При этом необходимо иметь в виду, что правом принятия решений о конфискации предметов административных правонарушений наделены исключительно судебные органы (ч. 1 ст. 3.7 и ст. 23.1 КоАП РФ).
- Вид продукции, подлежащей контролю (надзору) со стороны Роспотребнадзора с 1 января 2011 года и соответственно включаемой в Форму 3-1 приложения № 2 к Правилам, должен соответствовать Перечню видов товаров, которые должны содержать информацию о классе энергетической эффективности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222, и Перечню категорий в пределах видов, утвержденному приказом Минпромторга России от 07.09.2010 № 769.
- Объективную сторону административных правонарушений по ч. 1 и ч. 2 ст. 19.16 КоАП РФ, как это вполне определенно следует из содержания ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ, должны образовывать деяния, связанные с невыполнением обязательств по доведению в отношении соответствующих товаров информации о классе их энергетической эффективности, которые возникли с 1 января 2011 года у производителей и импортеров соответствующих бытовых энергопотребляющих устройств.
- При этом названная императивная обязанность в части включения соответствующей информации в техническую документацию, прилагаемую к товарам, в их маркировку, на их этикетки должна реализовываться ими с соблюдением правил, утвержденных приказом Минпромторга России от 07.09.2010 № 768 (см. ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ), а в части непосредственного определения класса энергетической эффективности товаров – с соблюдением требований приказа Минпромторга России от 29.04.2010 № 357 (см. ч. 4 ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ).
- В розничной торговле обязанность продавцов по доведению до потребителя соответствующей информации об энергетической эффективности товаров, основанная на положениях абз. 7 п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей»), в отношении бытовых энергопотребляющих устройств, производимых на территории Российской Федерации или импортируемых в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации, также возникла после 1 января 2011 года.
- Это означает, что в отношении соответствующих бытовых энергопотребляющих устройств, находящихся в гражданском обороте (включая реализацию), но произведенных либо ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 января 2011 года, требования о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках информации о классе энергетической эффективности или иной обязательной информации об энергетической эффективности предъявлены быть не могут.
- По общему правилу, закрепленному п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товаре из числа обязательной доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
- Учитывая, что названные положения п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и соответствующие положения ст. 10 Федерального закона № 261-ФЗ полностью между собой гармонизированы, указанное означает, что информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, может доводиться как в технической документации, прилагаемой к товарам, как на этикетках, так и маркировкой, однако, применительно к этикетке – с соблюдением особых требований, предусмотренных п.п. 5-7 Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку, утвержденных приказом Минпромторга России от 07.09.2010 № 768.
- Учитывая приоритетность государственного регулирования в области энергетической эффективности, одним из способов которого является установление специальных требований к бытовым энергопотребляющим устройствам, в целях обеспечения предоставления полной и достоверной информации в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в целях повышения исполнительской дисциплины должностных лиц территориальных органов Роспотребнадзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей поручает руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:
- 1. Обеспечить безусловную реализацию функций по осуществлению государственного контроля и надзора в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в первую очередь, в ходе проведения плановых проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию соответствующей продукции.
- 2. Обеспечить правоприменение ч.1 ст. 9.16 КоАП РФ, а также изъятие продукции, запрещенной к обороту, в соответствии с процессуальными нормами КоАП РФ, определяющими механизм административного производства.
- 3. Определить соответствующим приказом должностных лиц Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, ответственных за сбор, обобщение, анализ, своевременное предоставление полной и достоверной информации в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека согласно приложений № 1 и № 2 к настоящему письму (в электронном виде – лист 1 и лист 2 файла «Приложение № 1,2 к письму по Энергоэффективности.xls».
- Информацию в соответствии с приложениями № 1 и № 2 к данному письму направлять в электронном виде по адресу: Orlova_MS@gsen.ru, с одновременным направлением документированных сведений за подписью уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. При этомнаименование файла, направляемого в адрес Федеральной службы должно соответствовать наименованию территориального органа Роспотребнадзора, представляющего электронную информацию.
- Отчетные данные за первый квартал 2011 года представить в срок до 10 ч. 00 мин. 24 марта 2011 года (с приложением копии нормативного акта о назначении ответственных должностных лиц за предоставление информации и сообщением их контактных данных), далее - ежеквартально в срок до 25 числа последнего месяца квартала.
- Обращаем особое внимание, что при заполнении табличных форм запрещается менять их формат, за исключением длины таблицы Формы 3-1 приложения 1 к письму (в конце которой указываются итоговые показатели граф с 4 по 9).
- В пояснительной записке к направляемой информации обязательно указывать сведения о стране происхождения ламповой продукции (ламп накаливания мощностью до 100 Вт, ламп люминисцентных низкого давления, ламп накаливания мощностью свыше 100 Вт), изготовителе, импортере отдельно по каждому виду продукции, реализуемой с нарушениями.
- Предоставление информации по письму Роспотребнадзора от 03.03.2010 № 01/2912-0-32 «О контроле за ламповой продукцией» отменить.
- Приложение № 1 - Форма 3-1
- Приложение № 2 - Отчетная форма о результатах проверок по ламповой продукции
- Руководитель
- Г.Г.Онищенко
Приложение
к Письму от 22 марта 2011 года № 01/3140-1-32
к Письму от 22 марта 2011 года № 01/3140-1-32
- ФОРМА 3-1
-
ДАННЫ Е за ___ квартал 20___ г. по _____________________________ (субъект Российской Федерации) о выполнении требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при производстве, ввозе или реализации товаров, содержащих информацию о классах энергетической эффективности или иную обязательную информацию об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках tabletbody tr
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении Вид продукции, производимой, ввозимой или реализуемой / изготовитель, страна происхождения товара Количество продукции, находящейся в обороте (штук) Меры административного воздействия /tr trвсего в том числе: субъект ответственности (ф.и.о. должностного лица, индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица) сумма штрафа (тыс. рублей) с указанием нормы КоАП РФ количество продукции/ сумма конфискованного товара (тыс. рублей) /tr trс нарушением требований статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ с нарушением требований пункта 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" /tr trнаименование/ ф.и.о. ИНН /tr trИТОГО:
Приложение
к Письму от 22 марта 2011 года № 01/3140-1-32
к Письму от 22 марта 2011 года № 01/3140-1-32
-
ДАННЫЕ за ___ квартал 20___ г. по _____________________________ (субъект Российской Федерации) о соответствии поставляемых на потребительский рынок ламп техническим характеристикам, указанным на упаковке, этикетке и технической документации, наличия в обороте ламп накаливания, запрещенных к обороту tabletbody tr
Показатель общее количество Объкты проверок /tr trлампы накаливания мощностью до 100 Вт лампы люминисцентные низкого давления лампы накаливания мощностью свыше 100 Вт /tr tr1.Общее количество проверок, в том числе: 1.1.в отношении юридических лиц, из них: 1.1.1. в ходе которых выявлены факты нарушений ст. 10 ФЗ №261 и ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" 1.2.в отношении индивидуальных предпринимателей, из них: 1.2.1. в ходе которых выявлены факты нарушений ст. 10 ФЗ №261 и ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" 2. Количество продукции, находящейся в обороте на момент проверки (кол-во/сумма), в т.ч.: кол-во сумма 2.1.с нарушением требований ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, из них: кол-во сумма 2.1.1. у юридических лиц (кол-во/сумма) кол-во сумма 2.1.2. у индивидуальных предпринимателей кол-во сумма 2.2.с нарушением требований ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей", из них: кол-во сумма 2.2.1. у юридических лиц кол-во сумма 2.2.2. у индивидуальных предпринимателей кол-во сумма 3. Выдано предписаний об устранении нарушений, в т.ч.: 3.1. юридическим лицам 3.2. индивидуальным предпринимателям 4. Всего вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности (кол-во/сумма), из них: кол-во сумма 4.1. В отношении юридических лиц, в т.ч.: кол-во сумма 4.1.1. по ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ кол-во сумма 4.1.2. по ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ кол-во сумма 4.1.3. по ст.14.2 КоАП РФ кол-во сумма в т.ч. всего конфисковано продукции кол-во сумма 4.1.4.по ч. 1 ст.14.4 КоАП РФ кол-во сумма 4.1.5.по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ кол-во сумма 4.1.6. по ст. 19.6 КоАП РФ кол-во сумма 4.1.7. Выдано представлений по ст. 29.13 КоАП РФ 4.2.В отношении индивидуальных предпринимателей, в т.ч.: кол-во сумма 4.2.1. по ч. 1 ст. 9.16 КоАП РФ кол-во сумма 4.2.2.по ч. 2 ст. 9.16 КоАП РФ кол-во сумма 4.2.3. по ст.14.2 КоАП РФ кол-во сумма в т.ч. всего конфисковано продукции кол-во сумма 4.2.4.по ч. 1 ст.14.4 КоАП РФ кол-во сумма 4.2.5.по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ кол-во сумма 4.2.6. по ст. 19.6 КоАП РФ кол-во сумма 4.2.7. Выдано представлений по ст. 29.13 КоАП РФ