Письмо Минфина РФ от 10 мая 2011 года № 03-02-07/1-160
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- ОАО (теплоэнергетическая организация) производит электрическую и тепловую энергию, а также реализует тепло (пар и горячую воду) потребителям тепловой энергии.
- Одними из основных видов топлива ОАО, цены на которые не регулируются государством, являются мазут и уголь. Данные виды топлива являются резервными, необходимыми для поддержания неснижаемого нормативного запаса.
- В целях обеспечения производственного процесса ОАО заключает предварительные договоры поставки топлива.
- Ежемесячно согласно условиям предварительного договора ОАО заключаются дополнительные соглашения на поставку мазута и угля. В них сторонами определяются качественные характеристики, объем поставки, грузополучатели и цена на каждый конкретный месяц поставки.
- Допустимо ли применение ст. 40 НК РФ в отношении покупателя товара (работ, услуг)?
- Каков порядок определения рыночной цены товара (работы, услуги) в целях применения ст. 40 НК РФ?
- Какие источники информации являются официальными при определении и признании рыночной цены товаров (работ, услуг) согласно п. 11 ст. 40 НК РФ?
- Ответ:
- В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о применении ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
- Согласно п. 1 ст. 40 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
- В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 Кодекса, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
- Указанное решение налоговый орган вправе вынести по результатам налогового контроля за полнотой исчисления налогов по сделке в отношении той ее стороны (в том числе покупателя), у которой применение в этой сделке цены, отклоняющейся в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), повлекло занижение суммы налога.
- На основании п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.
- Пунктом 8 ст. 40 Кодекса установлено, что при определении рыночных цен принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
- При определении рыночных цен учитывается сопоставимость условий сделок с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами, а также предусмотренная п. 10 указанной статьи последовательность применения методов определения таких цен.
- На основании п. 11 ст. 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, к которым можно отнести официальные издания уполномоченных органов, в том числе в области ценообразования.
- К информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги, содержащейся в указанных официальных источниках, не относится информация о стоимости товаров, представляемая организациями, осуществляющими деятельность по сбору и обработке информации без специального указания в нормативных правовых актах на статус ее публикации в качестве официального источника.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 10.05.2011