О порядке совершения операций с лекарственными средствами с истекшим сроком хранения
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- В 2011 году отношения по обороту лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674.
- Ранее действовавшие аналогичные Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (действовал до 01.09.2010) и Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382 (официально утратила силу с 26.02.2011 согласно Приказу Минсоцздравразвития РФ от 17.12.2010 N 1129), содержали прямые нормы об обязанности владельца лекарственных средств уничтожать медикаменты с истекшим сроком годности в установленном порядке.
- Нормы действующих актов законодательства таких норм не содержат, устанавливая при этом обязанность уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств (пункт 6 статьи 47 Закона N 61-ФЗ).
- При этом Правилами хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне. Порядок дальнейших действий с такого рода товаром не установлен.
- Из определения понятия "недоброкачественные лекарственные средства", содержащегося в пункте 38 статьи 4, и определения понятий "фармакопейная статья", "нормативная документация" и "нормативный документ" (пункты 19 - 21 этой же статьи) не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недоброкачественным.
- Аналогичный вывод можно также сделать из норм статьи 33 Закона N 61-ФЗ, где срок годности (подпункт "1з" пункта 1) перечислен самостоятельным положением наряду с данными о номере фармакопейной статьи или в случае ее отсутствия номере нормативной документации либо нормативного документа (подпункт "1л" пункта 1).
- Таким образом, анализ норм действующего законодательства не позволяет без дополнительной информации четко определить действия владельца лекарственных средств по работе с "просроченными" лекарствами, которые сопутствуют деятельности (являются обязательными в рамках деятельности), связанной с оборотом лекарственных средств.
- Вместе с тем налоговое законодательство обуславливает применение того или иного порядка учета расходов при исчислении налога на прибыль в зависимости от наличия/отсутствия связи операции с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода.
- В связи с изложенным ФНС России просит разъяснить:
- - существует ли какой-либо порядок работы владельца лекарственных средств с медикаментами, срок годности которых истек, и чем он определен;
- - может ли владелец лекарственных средств принять самостоятельное решение в отношении уничтожения лекарств с истекшим сроком хранения;
- - предполагает ли законодательство об обороте лекарственных средств право владельца лекарственных средств с просроченным сроком годности самостоятельного уничтожения таких медикаментов?
- Д.В.ЕГОРОВ