» » » О повышении качества предоставления государственных услуг

О повышении качества предоставления государственных услуг


Российская Федерация
Письмо ФНС от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
О повышении качества предоставления государственных услуг
Принято
Федеральной налоговой службой России
  1. Одной из приоритетных и социально значимых задач Федеральной налоговой службы (далее - Служба) является повышение качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг налогоплательщикам.
  2. В этой связи руководством ФНС России принято решение о проведении комплекса мероприятий, направленных на повышение качества исполнения Службой государственных функций и оказания государственных услуг.
  3. Учитывая изложенное, руководителям Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС) в срок до 01.08.2011 необходимо:
  4. 1. Провести комплексный анализ состояния помещений инспекций, предназначенных для приема налогоплательщиков. Результаты анализа представить в Управление по работе с налогоплательщиками ФНС России (Приложение N 1);
  5. 2. Организовать на постоянной основе мониторинг качества обслуживания налогоплательщиков, в том числе посредством интернет-анкетирования на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru (раздел Анкетирование) (Приложение N 2);
  6. 3. Внедрить в практику работы сотрудников УФНС России по субъектам Российской Федерации "Основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков". Обеспечить контроль за соблюдением сотрудниками УФНС России по субъектам Российской Федерации данных принципов и требований (Приложение N 3);
  7. 4. С целью недопущений создания очередей и увеличения сроков ожидания налогоплательщиков в очереди внести следующие дополнения в график приема налогоплательщиков:
  8. - два дня в неделю осуществлять прием налогоплательщиков до 20.00;
  9. - два раза в месяц осуществлять прием налогоплательщиков в субботу с 10.00 до 15.00. (При необходимости руководитель территориального налогового органа может ввести дополнительные субботние дни приема налогоплательщиков.)
  10. 5. Представить в ФНС России утвержденный руководителем УФНС по субъектам Российской Федерации План мероприятий повышения качества и доступности государственных услуг (Приложение N 4).
  11. Государственный советник
  12. Российской Федерации
  13. 3 класса
  14. Н.С.ЗАВИЛОВА
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
  1.                                 Информация
                о состоянии помещений для приема налогоплательщиков
  2. N п/п Наименование ИФНС России, адрес Среднее количество налогоплательщиков, обратившееся за услугами, в день Общая площадь помещений для приема налогоплательщиков (кв. м) Наличие навигационных стендов да/ нет Тип помещений для приема 1 - зальный , 2 - кабинетный Наличие администратора (организатора работы по приему налогоплательщиков) да/нет Зона ожидания, площадь (кв. м) Зона информирования, площадь (кв. м) Наличие мебели для ожидания и заполнения документов да/нет Зона приема, площадь (кв. м) Количество точек (окон) приема Наличие электронной системы управления очередью да/нет Наличие светового информационного табло да/нет Наличие системы звукового информирования да/нет Наличие кондиционера да/нет Наличие webкамеры да/ нет Наличие компьютера общего доступа да/нет
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
  3. --------------------------------
    <*> В случае если в ИФНС России прием налогоплательщиков осуществляется в нескольких помещениях - необходимо дать информацию по каждой точке приема.

  4. <**> В случае наличия в ИФНС России помещений для налогоплательщиков зального типа - необходимо прислать фотографии в соответствии с форматом названия: rXX_IFNSYY_0/1/2/3.jpg, где XX - код региона, YY - номер ИФНС России, 0 - общий панорамный вид, 1 - зона ожидания, 2 - зона информирования, 3 - зона приема.
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
Рекомендации по проведению управлением фнс России по субъекту Российской Федерации мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков
  1. В целях повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых территориальными органами ФНС России, рекомендуется проведение на постоянной основе мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков (далее - Мониторинг).
  2. Мониторинг рекомендуется организовывать силами сотрудников Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) без предварительного оповещения персонала проверяемой инспекции УФНС о готовящемся Мониторинге. Крайне желательно, чтобы лицо, проводящее Мониторинг, было неизвестно сотрудникам проверяемой инспекции УФНС и воспринималось, как обычный налогоплательщик.
  3. При проведении Мониторинга необходимо руководствоваться "Рекомендуемой формой мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков по телефонному информированию" (приложение N 2-1) и "Рекомендуемой формой мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков при личном приеме" (приложение N 2-2).
  4. Процедура проведения Мониторинга:
  5. 1. Телефонное обращение в проверяемую инспекцию и заполнение документа "Рекомендуемая форма мониторинга качества телефонного информирования налогоплательщиков" (приложение N 2-1).
  6. 2. Выезд лица, проводящего Мониторинг, на место приема налогоплательщиков и заполнение документа "Рекомендуемая форма мониторинга качества обслуживания налогоплательщиков при личном приеме" (приложение N 2-2).
  7. 3. Фиксация, в том числе с помощью фотоаппарата, очередей, оформления помещений для приема налогоплательщиков и др.
  8. 4. Анализ результатов работы инспекции посредством проводимого интернет-анкетирования на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru (раздел Анкетирование).
  9. Все полученные данные должны обобщаться для дальнейшего анализа и разработки рекомендаций по улучшению обслуживания налогоплательщиков, повышения уровня компетентности и квалификации сотрудников УФНС по субъектам Российской Федерации.
  10. Результаты Мониторинга должны доводиться до инспекций Федеральной налоговой службы по соответствующему субъекту Российской Федерации ежеквартально в виде обзорных писем.
  11. Каждый последующий Мониторинг должен проводиться с учетом исполнения замечаний, выявленных при проведении предыдущего Мониторинга, а также интернет-анкетирования на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru (раздел Анкетирование).
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
  1. Рекомендуемая форма мониторинга
    качества телефонного информирования налогоплательщиков
    Ф.И.О. (проводившего мониторинг) __________________________________________
    Инспекция N _______, телефон __________________
    Дата ______________________________________________________________________
    Время _____________________________________________________________________
    Инспектор _________________________________________________________________
    1. Организация телефонного информирования
    1.1. Как скоро Вам удалось
    дозвониться в инспекцию?
    С первого раза ___________________
    Звонил в течение _________________
    Не смог дозвониться ______________
    
    1.2. Если Вы не смогли дозвониться,
    укажите причину.
    Не взяли трубку ______________________
    Линия была занята ____________________
    Другое _______________________________
    
    1.3. Как быстро инспектор взял
    трубку?
    __________________________________
    
    1.4. Представился ли инспектор?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    Представился по моей просьбе _________
    
    1.5. Время общения с инспектором.
    Менее 1 минуты ___________________
    Более 1 минуты ___________________
    
    1.6. Отметьте, кто первым начал
    разговор.
    Инспектор ____________________________
    Налогоплательщик _____________________
    Другое _______________________________
    
    1.7. Инспектор поприветствовал
    Вас?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    1.8. Какую форму приветствия
    использовал инспектор?
    "Здравствуйте" _______________________
    "Добрый день (утро, вечер)" __________
    "Слушаю Вас" _________________________
    "Чего хотели?" _______________________
    Другое _______________________________
    
    1.9. Как Вы оцениваете общую
    компетентность принимающего
    звонок?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    
    1.10. Был ли переадресован звонок?
    Если да, то отметьте время ожидания
    при переадресации.
    Переадресации не было ________________
    Менее 1 минуты _______________________
    1 - 2 минуты _________________________
    Более 2 минут ________________________
    Другое _______________________________
    
    1.11. Была ли дана дополнительная
    справочная информация по поводу
    того, куда обращаться в случае
    возникающих вопросов? Если да, то
    какие рекомендации были даны?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    Рекомендовали:
    обратиться на сайт УФНС __________
    другое ___________________________
    
    1.12. Дополнительные
    замечания/примечания:
    
    2. Качество общения
    2.1. В беседе с Вами инспектор
    говорил доступным (понятным)
    языком?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.2. Почувствовали ли Вы
    заинтересованность инспектора в том,
    чтобы помочь Вам?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    
    2.3. Опишите манеру общения
    инспектора с налогоплательщиком
    (отметьте пункт, характеризующий
    эмоциональное отношение
    инспектора):
    раздраженность ___________________
    высокомерие ______________________
    равнодушие _______________________
    безразличие ______________________
    общительность ____________________
    вежливость _______________________
    приветливость ____________________
    другое ___________________________
    
    2.4. Насколько грамотно инспектор
    задавал уточняющие вопросы, чтобы
    лучше понять ситуацию
    налогоплательщика?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
    2.5. Насколько ответы инспектора
    звучали компетентно (уверенно,
    были аргументированы)?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    2.6. Насколько уверенно и спокойно
    инспектор отвечал на претензии и
    возражения?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
    2.7.  Отметьте   форму   прощания,
    которую использовал инспектор:
    "До свидания"_____________________
    "Спасибо за звонок"_______________
    "Мы рады помочь Вам"______________
    "Звоните, если возникнут вопросы"
    __________________________________
    Другое ___________________________
    
    2.8. Оцените общую степень
    удовлетворенности телефонным общением
    с инспектором:
    высокая ______________________________
    средняя ______________________________
    низкая _______________________________
    очень низкая _________________________
    
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
  1. Рекомендуемая форма мониторинга
    качества обслуживания налогоплательщиков
    при личном приеме
    Ф.И.О. (проводившего мониторинг)___________________________________________
    Инспекция N _______________________________________________________________
    Дата ______________________________________________________________________
    Время _____________________________________________________________________
    Инспектор _________________________________________________________________
    1. Оценка помещения для приема налогоплательщиков
    1.1. Первое впечатление от
    состояния помещения для приема
    налогоплательщиков.
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    1.2. Достаточно ли, на Ваш взгляд,
    оборудованы всем необходимым для
    комфорта и удобства налогоплательщиков
    места ожидания (столы, стулья и пр.)?
    Оцените в баллах степень комфортности
    (от 1 до 10) _________________________
    Дополнительные комментарии:
    
    1.3. Понятность навигации
    (информации о том, куда
    обращаться по интересующему
    вопросу) в зале для приема
    налогоплательщиков.
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    1.4. В помещении для приема
    налогоплательщиков присутствовал
    администратор?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    Другое _______________________________
    
    1.5. Оцените качество работы
    администратора, учитывая уровень
    его вежливости и качество
    предоставленной им информации.
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    1.6. Наличие и доступность для
    понимания информации на специальных
    стендах.
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
    1.7. Наличие дополнительной
    информации (памятки, буклеты).
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    1.8. Был ли в зале компьютер общего
    доступа?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    
    1.9. Была ли в зале система
    электронной очереди?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    Другое ___________________________
    
    1.10. Вы провели в очереди к
    инспектору:
    менее получаса _______________________
    более получаса _______________________
    другое _______________________________
    
    1.11. Прием налогоплательщиков
    налоговыми инспекторами
    осуществлялся во всех окнах?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    Другое ___________________________
    
    1.12. Если Вы провели в очереди более
    получаса, попробуйте определить, по
    какой причине она возникла (отметьте
    пункт).
    Большой наплыв налогоплательщиков ____
    Плохая организация работы с
    налогоплательщиками __________________
    Недостаточное количество окон приема
    ______________________________________
    Работали не все окна приема __________
    Халатное отношение к работе
    инспекторов __________________________
    Другое _______________________________
    
    2. Взаимодействие с инспектором
    2.1. Вам удалось идентифицировать
    налогового инспектора благодаря
    именному бейджу или табличке на
    рабочем столе?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.2. Налоговый инспектор был одет в
    форменную одежду?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    
    2.3. На Ваш взгляд, во внешнем
    виде налогового инспектора
    присутствовали детали, не
    соответствующие образу
    государственного служащего? Если
    да, подчеркните нужное.
    Нет ______________________________
    Да _______________________________
    (слишком яркий маникюр, макияж;
    обилие бижутерии и аксессуаров;
    неопрятный внешний вид)
    
    2.4. На Ваш взгляд, рабочее место
    налогового инспектора было полностью
    подготовлено к приему
    налогоплательщиков?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    
    2.5. На рабочем месте налогового
    инспектора присутствовали
    отвлекающие детали или предметы?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.6. При установлении контакта
    инспектор начал разговор первым?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    
    2.7. Инспектор поприветствовал
    Вас?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.8. В беседе с Вами инспектор говорил
    доступным (понятным) языком?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    Другое _______________________________
    
    2.9. В течение беседы с
    налогоплательщиком инспектор
    отвлекался на посторонние
    разговоры?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.10. Почувствовали ли Вы
    заинтересованность инспектора в том,
    чтобы помочь Вам?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
    2.11. Опишите манеру общения
    инспектора с налогоплательщиком
    (отметьте пункт, характеризующий
    эмоциональное отношение
    инспектора):
    раздраженность ___________________
    высокомерие ______________________
    равнодушие _______________________
    безразличие ______________________
    общительность ____________________
    вежливость _______________________
    приветливость ____________________
    другое ___________________________
    
    2.12. Насколько Вы были удовлетворены
    ответом на заданный вопрос?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
    2.13. Насколько ответы инспектора
    звучали компетентно (уверенно,
    были аргументированы)?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    2.14. Инспектор использовал следующую
    форму прощания (отметьте):
    "До свидания" ________________________
    "Мы рады помочь Вам" _________________
    "Спасибо за то, что нашли время для
    сдачи документов в налоговый орган"
    ______________________________________
    Другое _______________________________
    
    2.15. Была ли Вам дана
    дополнительная справочная
    информация по поводу того, куда
    обращаться в случае возникающих
    вопросов?
    Да _______________________________
    Нет ______________________________
    
    2.16. Как Вы в целом оцениваете
    уровень работы налогового инспектора?
    Высокий ______________________________
    Средний ______________________________
    Низкий _______________________________
    Очень низкий _________________________
    Дополнительные комментарии:
    
    3. Конфликтные ситуации
    3.1. Были ли Вы свидетелем
    неприятной, неловкой сцены между
    налоговым инспектором (или
    администратором) и посетителем?
    Если да, то по чьей вине
    произошло недоразумение?
    Нет ______________________________
    По вине посетителя _______________
    По вине инспектора _______________
    
    3.2. Если Вы стали свидетелем
    неприятной сцены между инспектором
    (администратором) и
    налогоплательщиком, ответьте на
    вопрос: для решения проблемы был
    приглашен начальник отдела по работе с
    налогоплательщиками или иное
    вышестоящее лицо?
    Да ___________________________________
    Нет __________________________________
    Другое _______________________________
    
    3.3. Где решалась ситуация?
    (отметьте)
    В общем зале, публично ___________
    В кабинете инспектора ____________
    Другое ___________________________
    
    4. Общее впечатление
    4.1. Насколько в целом
    компетентно, быстро и
    организованно были предоставлены
    услуги в инспекции?
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ____
    Дополнительные комментарии:
    
    4.2. Оцените общее эмоциональное
    впечатление от визита в налоговую
    инспекцию.
    Оцените в баллах (от 1 до 10) ________
    Дополнительные комментарии:
    
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
Основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков
  1. Общие положения
  2. Настоящий документ устанавливает основные принципы и требования к организации обслуживания налогоплательщиков (далее - основные принципы).
  3. Реализация основных принципов сотрудниками территориальных органов ФНС России осуществляется в целях повышения качества оказываемых государственных услуг и создания положительного имиджа ФНС России.
  4. Основные принципы общения при личном
  5. приеме налогоплательщиков
  6. Сотрудник, осуществляющий личный прием налогоплательщиков, должен соблюдать следующие правила общения:
  7. - поприветствовать обратившегося к нему налогоплательщика и инициативно предложить ему помощь (Например: "Здравствуйте, чем я могу Вам помочь?");
  8. - в начале разговора предложить налогоплательщику представиться, в дальнейшем обращаться к нему по имени и отчеству на "Вы";
  9. - в процессе беседы проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, объективность, желание помочь налогоплательщику;
  10. - выслушать налогоплательщика и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости задав уточняющие вопросы в корректной форме;
  11. - излагать объяснения в понятной форме, исключающей возможность их ошибочного или двоякого понимания;
  12. - если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
  13. - избегать "параллельных" разговоров с окружающими людьми или длительных телефонных разговоров. В случае, если во время беседы с налогоплательщиком возникла необходимость параллельно ответить по телефону, нужно извиниться перед налогоплательщиком и дать ответ по телефону с максимальной оперативностью;
  14. - относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
  15. - быть предупредительными и внимательными к женщинам и детям.
  16. В общении с налогоплательщиками со стороны должностных лиц, ведущих прием, недопустимы:
  17. - любого вида высказывания и действия дискриминационного характера в отношении признаков пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  18. - высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний;
  19. - споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению.
  20. При общении с налогоплательщиками должностные лица, ведущие прием, должны проявлять выдержку и быть готовы к неадекватному поведению с их стороны, в том числе проявлению агрессии.
  21. В случае конфликтного поведения со стороны налогоплательщика должностным лицам, ведущим прием, необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение налогоплательщика, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
  22. Если налогоплательщик ведет себя агрессивно, позволяет грубые и нецензурные высказывания в адрес налогового инспектора или налоговой службы, категорически не участвует в диалоге, должностное лицо, ведущее прием, вправе отказать ему в дальнейшей работе, пригласив для разъяснения и устранения конфликтной ситуации начальника/заместителя начальника отдела по работе с налогоплательщиками. Отказ, несмотря на сложность и двусмысленность ситуации, должен быть выполнен в корректной форме.
  23. Пример: "Простите, но, к сожалению, я не смогу продолжить работу с Вами. Надеюсь, что ваш вопрос сможет решить начальник отдела работы с налогоплательщиками, которого я приглашу сюда прямо сейчас".
  24. Информация о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника, ведущего прием налогоплательщиков, должна быть размещена на личной информационной табличке (бейдже) и/или на рабочем месте.
  25. Кроме того, в целях упорядочения организации работы с налогоплательщиками рекомендуется в случае, если количество заявителей, обращающихся в соответствующий территориальный налоговый орган, превышает 70 человек в день, выделить сотрудника для исполнения функций администратора - организатора работы по приему налогоплательщиков (далее - администратор).
  26. В полномочия администратора входит предоставление информации по общим вопросам, в том числе:
  27. - порядка и сроков предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций);
  28. - месторасположения и графика работы окон (кабинетов) приема, выдачи документов, окон (кабинетов) информирования налогоплательщиков;
  29. - местонахождения и графика работы вышестоящих органов;
  30. - иным общим вопросам.
  31. Основные принципы телефонного информирования
  32. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с приветствия, информации о наименовании налогового органа, в который позвонил налогоплательщик, фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок.
  33. Пример: "Здравствуйте! (Возможно: доброе утро, добрый день, добрый вечер, в зависимости от времени суток) Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, старший государственный налоговый инспектор Татьяна Ивановна Сидорова, чем могу быть полезна?"
  34. Необходимо предложить налогоплательщику представиться, назвав фамилию, имя, отчество и должность, а также реквизиты организации, которую он представляет.
  35. Ответ налогоплательщику должен быть максимально информативным, подробным (если в этом есть необходимость). Все разъяснения должны даваться в вежливой корректной форме.
  36. Во время разговора следует четко произносить слова, избегать "параллельных разговоров" с окружающими и, по возможности, не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В случае, если возникла острая необходимость, вы можете ответить на другой телефонный звонок, предварительно извинившись перед налогоплательщиком и кратко обрисовав ему ситуацию.
  37. Пример: "Простите, мне необходимо ответить на звонок по второй линии, если вас не затруднит, не вешайте, пожалуйста, трубку. Через 30 секунд я вам отвечу".
  38. После ответа на звонок по второй линии необходимо еще раз извиниться и поблагодарить за ожидание.
  39. Пример: "Еще раз приношу свои извинения за доставленное неудобство. Благодарю вас за ожидание!"
  40. При невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы необходимо извиниться перед налогоплательщиком и предложить ему консультацию другого специалиста, более компетентного в данном вопросе. Нужно пояснить, что консультацию налогоплательщик может получить через несколько секунд, после того, как его соединят с нужным специалистом по внутренней связи, или сообщить обратившемуся налогоплательщику телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
  41. В случае переадресации (перевода) звонка на другое должностное лицо, прежде чем начнется консультация, необходимо специалисту, которому предстоит продолжить разговор с налогоплательщиком, суть запроса, назвать полное имя обратившегося.
  42. Информирование должно проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.
  43. В случае, если сотруднику территориального органа ФНС России, принявшему звонок, требуется время для выяснения нужной налогоплательщику информации, необходимо записать номер звонящего и в обязательном порядке перезвонить ему. Рекомендуется уточнять время возможного звонка.
  44. Пример: "Я перезвоню в удобное для Вас время. Какое время удобно для Вас?"
  45. В случае необходимости отказа налогоплательщику в удовлетворении его запроса по тем или иным причинам следует использовать корректную, вежливую форму.
  46. В конце беседы сотрудник территориального органа ФНС России должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые необходимо принять для того, чтобы устранить (решить) возникшую проблему (кто именно, когда и что должен сделать).
  47. В заключение необходимо поблагодарить налогоплательщика за звонок.
  48. Пример: "Благодарю Вас за звонок, надеюсь, что вы удовлетворены ответом. По всем возникающим вопросам вы можете звонить по телефону 33333333 в будние дни, с 9 до 18 часов. Кроме того, подробная информация есть на официальном сайте УФНС России по Тульской области (адрес сайта). Всего доброго, до свидания!"
  49. Телефонное информирование должно осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение всего рабочего дня, без перерыва на обед. Для того, чтобы телефонный консультант был доступен налогоплательщикам в обеденное время, перерыв необходимо организовывать по "скользящему" графику, с тем, чтобы у телефона всегда находился один из сотрудников отдела.
  50. Основные требования при подготовке письменных
  51. ответов налогоплательщикам
  52. Сотрудник, осуществляющий подготовку письменного ответа на обращение налогоплательщика (далее - письмо), должен соблюдать следующие основные требования:
  53. письмо не должно быть длинным (оптимальный вариант - 1 - 2 страницы формата A-4);
  54. письмо должно быть четким и понятным для восприятия (используются короткие предложения, избегаются непонятные и сложные слова, сложная профессиональная лексика);
  55. всегда необходимо придерживаться единого стиля письма;
  56. следует избегать слов, не имеющих юридически зафиксированного значения, которые могут создать проблему понимания в конфликтной ситуации;
  57. ответ налогоплательщику должен даваться по существу поставленных в его обращении вопросов;
  58. в случае обоснованных претензий налогоплательщика на действия налоговых органов необходимо принести извинения от имени руководителя налогового орган.
  59. Недопустимо обращение к налогоплательщику в третьем лице.
  60. Пример некорректного обращения:
  61. Иванову И.И.
  62. ..............
  63. Управление рассмотрело обращение Иванова И.И. и сообщает следующее.
  64. Пример корректного обращения:
  65. Иванову И.И.
  66. Уважаемый Иван Иванович!
  67. Управление рассмотрело Ваше обращение и сообщает следующее.
  68. В случае, если имя и отчество налогоплательщика неизвестны, рекомендуется обращаться к нему следующим образом:
  69. Уважаемый господин Иванов!
  70. Уважаемая госпожа Иванова!
  71. Основные требования к внешнему виду должностных лиц,
  72. осуществляющих прием налогоплательщиков
  73. Должностным лицам, осуществляющим прием налогоплательщиков, рекомендуется носить форменную одежду.
  74. При отсутствии форменной одежды должностным лицам, осуществляющим прием налогоплательщиков, следует носить костюмы (платья) спокойных тонов и обувь строгого делового стиля, подчеркивающих аккуратность и опрятность сотрудников. Длина юбки - до колена (плюс-минус 5 см), длина брюк - до основания каблука, блузка (рубашка) - однотонная, спокойных светлых тонов и свободного покроя со строгим воротником, на пуговицах.
  75. Женщинам рекомендовано соблюдать скромность и умеренность в использовании аксессуаров (в том числе - ювелирных украшений и бижутерии). Допустимы небольшие скромные часы (ремешок: кожаный или металлический, аккуратный браслет), небольшой шейный платок, подходящий по цветовой гамме к костюму. В случае, если блузка заправлена в юбку, - аккуратный ремешок на юбке. Женщинам рекомендован легкий макияж (тональный крем, пудра, тушь для ресниц). Ногти на руках должны содержаться в идеальном состоянии. Волосы должны быть чистыми, уложенными в прическу. Длинные волосы должны быть убраны.
  76. Вне зависимости от времени года рекомендуется ношение чулок (колготок) телесных оттенков.
  77. Основные требования к помещениям
  78. для приема налогоплательщиков
  79. В помещениях, предназначенных для приема налогоплательщиков (операционных залах или кабинетах), должны быть оборудованы зоны для ожидания, информирования и приема.
  80. Места для ожидания должны быть оборудованы стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Кроме того, на столах должны находиться письменные приборы, необходимые для заполнения и оформления документов.
  81. Необходимо следить за порядком на столах, за которыми идет заполнение документов налогоплательщиками. На них не должно быть испорченных, использованных бланков и посторонних предметов, кроме того, на столах не должна находиться информация о компаниях, оказывающих коммерческие услуги (буклеты, визитные карточки, проспекты и так далее).
  82. В секторе для ожидания рекомендуется иметь систему звукового информирования.
  83. Зона для информирования должна располагаться в непосредственной близости от зоны ожидания.
  84. Зона для информирования должна быть оборудована информационными стендами (стойками). Стенды (стойки) должны располагаться в доступном для просмотра (в том числе при большом количестве посетителей) месте, представлять информацию в удобной для восприятия форме. Тексты материалов, размещенных на стендах (стойках), должны быть напечатаны удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места рекомендуется выделять заметным шрифтом.
  85. Стенды (стойки) должны содержать актуальную и исчерпывающую информацию. Начальник отдела работы с налогоплательщиками несет персональную ответственность за актуализацию информации, представленной на стендах. Контроль информационного наполнения стендов осуществляет Руководитель ИФНС России (заместитель руководителя).
  86. Информация, размещаемая на стендах, должна быть завизирована начальником отдела работы с налогоплательщиками, также необходимо указать дату ее размещения.
  87. Зона для информирования должна быть оборудована стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. На столах должны быть в наличии канцелярские принадлежности для письма.
  88. Сектор для информирования может быть оборудован световым информационным табло (видеоэкран с информацией). Световое информационное табло размещается недалеко от входа в помещение, где осуществляется прием граждан.
  89. В секторе ожидания должно быть естественное и искусственное освещение, окна должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др., помещение оснащается оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха в соответствии с действующими санитарными нормами микроклимата производственных помещений.
  90. Для удобства налогоплательщиков помещения для приема налогоплательщиков должны быть снабжены подробной навигацией. Вся навигация и оформление должны быть выполнены в едином стиле.
  91. Помещения для приема налогоплательщиков рекомендуется оборудовать электронной системой управления очередью и Web-камерами, которые предназначены оптимизировать потоки посетителей.
  92. В помещениях для приема налогоплательщиков рекомендуется иметь компьютеры общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами, разработанными ФНС России, и доступом на официальный сайт ФНС России.
  93. В помещениях для приема налогоплательщиков не должно быть никакой лишней информации, подготовленной по инициативе сотрудников налогового органа (разнообразных "неформальных" объявлений типа "Дверями не хлопать", "Юридические лица здесь не обслуживаются", "Справок не даем", "Обед с 13 до 14" и т.д.).
  94. Рабочее место налогового инспектора, осуществляющего прием граждан, должно содержаться в образцовом состоянии. На столе не должно присутствовать посторонних предметов, отвлекающих инспектора и налогоплательщика от сути беседы. Недопустимо содержание на рабочем месте фотографий и прочих предметов, посвященных личной жизни налогового инспектора.
  95. Туалетные комнаты, предназначенные для налогоплательщиков, должны содержаться в чистоте. В наличии должна быть туалетная бумага, жидкое мыло для рук, электросушилка для рук.
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
Приложение
к Письму от 28 июня 2011 года № ЗН-4-12/10228@
Рекомендация
  1.                                                      Утверждено:
                                                  Руководитель Управления
                                               Федеральной налоговой службы
                                           ____________________________________
                                            (по субъекту Российской Федерации)
                                                  "__" ___________ 2011 г.
                                 План мероприятий
              повышения качества и доступности государственных услуг
                      Управления Федеральной налоговой службы
              ______________________________________________________
                        (по субъекту Российской Федерации)
  2. N п/п Наименование мероприятия Инспекции ФНС России Срок выполнения Ответственный (ФИО, должность) Результат
    1 2 3 4 5 6
    1 Мероприятия, направленные на соблюдение сроков осуществления государственных услуг и исключение очередей:
    1.1 изменение графика приема налогоплательщиков в ИФНС России
    1.2 организация мобильных офисов приема налогоплательщиков
    1.3 информирование налогоплательщиков о новых возможностях получения государственных услуг
    1.4 организация окон для информирования налогоплательщиков в помещениях для приема налогоплательщиков
    1.5 Выделение сотрудника, выполняющего функции администратора (организатора работы по приему налогоплательщиков) в помещении для приема налогоплательщиков
    2 Мероприятия, направленные на повышение комфортности налогоплательщиков:
    2.1 строительство, реконструкция, ремонт зданий (помещений), в которых осуществляется прием налогоплательщиков
    2.2 оборудование и дооборудование помещений для приема налогоплательщиков в целях повышения комфортности приема налогоплательщиков
    2.3 оформление помещений для приема налогоплательщиков в целях повышения комфортности приема налогоплательщиков
    3. Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков современными информационными средствами:
    3.1 Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков webкамерами
    3.2 Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков световыми информационными табло
    3.3 Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков системой управления очередью
    3.4 Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков системой управления очередью
    3.5 Мероприятия по оснащению помещений для приема налогоплательщиков системой звукового информирования
    4 Мероприятия, направленные на сокращение конфликтных ситуаций:
    4.1 организация каналов обратной связи с налогоплательщиками для приема жалоб, обращений и предложений
    4.2 Мониторинг качества обслуживания налогоплательщиков
    4.3 Проведение обучающих семинаров с целью информирования сотрудников о типовых ситуациях, приводящих к конфликтам, и способах выхода из них
  3. --------------------------------
    <*> Предлагаемый перечень мероприятий является примерным и должен быть детализирован до мероприятий по Инспекциям ФНС России с учетом целесообразности их проведения.

  4. <**> В столбце 3 Плана мероприятий указываются Инспекции ФНС России, в которых будут проведены организационные и др. мероприятия. Если мероприятия планируются к проведению во всех инспекциях ФНС России делается отметка "во всех Инспекциях".
  5. Инспекции ФНС России, в которых выявлены проблемы при организации работы с налогоплательщиками, влияющие на качество оказываемых государственных услуг, должны быть отмечены по тексту Плана мероприятий как "проблемные Инспекции".

Предыдущая новость - О направлении письма Минфина РФ от 07.06.2011 N 02-03-07

Следующая новость - О повышении качества предоставления государственных услуг