О рассмотрении обращения в отношении Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Принято
- Федеральной службой по финансовым рынкам
- ФСФР России рассмотрела обращения в отношении Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Обращение) и в пределах компетенции, установленной Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, сообщает следующее.
- Как следует из Обращения, поставленные в нем вопросы касаются переноса срока вступления в силу отдельных норм Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также внесения изменений в некоторые другие нормативные правовые акты.
- 1. Обращаем внимание, что статья 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации введена Федеральным законом от 30.10.2009 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и вступила в силу 14.11.2009, то есть более чем за один год до вступления в силу Закона N 224-ФЗ. ФСФР России полагает, что само по себе появление новой редакции статьи 185.3 УК РФ не может рассматриваться как основание для переноса срока введения ее в действие.
- Содержащиеся в Обращении утверждения о неопределенности в толковании положений Закона N 224-ФЗ и возможности многочисленных случаев привлечения к уголовной и административной ответственности, а также об отсутствии математических критериев выявления признаков манипулирования в совершаемых профессиональными участниками сделках представляются необоснованными по следующим причинам.
- Законом N 224-ФЗ предусмотрена система мер по контролю за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Так, согласно статье 12 Закона N 224-ФЗ в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком организатор торговли осуществляет контроль за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах. Данный контроль осуществляется на основе устанавливаемых организатором торговли правил предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, в том числе критериев сделок (заявок), имеющих признаки неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Уведомления обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок организатор торговли обязан направлять в ФСФР России.
- ФСФР России полагает, что изложенная система мер не носит неопределенного характера и, вопреки доводам Обращения, способствует отграничению случаев противоправных действий от не являющихся таковыми.
- Следует отметить, что одно лишь существенное отклонение цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром состава противоправных действий не образует. Действия, относящиеся к манипулированию рынком, определены в статье 5 Закона N 224-ФЗ.
- В настоящее время Приказом ФСФР России от 19.05.2011 N 11-21/пз-н утверждены Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг; в течение II - III квартала 2011 г. планируется утверждение методических рекомендаций по установлению соответствующих критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров (в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 224-ФЗ).
- 2. В отношении подлежащих принятию в связи со вступлением в силу Закона N 224-ФЗ подзаконных нормативных актов сообщаем, что Приказом ФСФР России от 23.09.2010 N 10-236/пз утвержден План подготовки нормативных правовых актов структурными подразделениями ФСФР России в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - План). Таким образом, в Обращении содержится не соответствующее действительности утверждение о том, что в связи с изменением функций ФСФР России работа над подготовкой необходимых нормативных актов ведется только с декабря 2010 г.
- Все подлежащие принятию в пределах компетенции ФСФР России нормативные правовые акты, а также акты рекомендательного характера включены в План, разработка и принятие ведется на основе Плана.
- Так, к настоящему моменту утверждены:
- - Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);
- - Положение о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);
- - Положение о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях (Приказ ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, зарегистрирован в Минюсте России 01.04.2011 N 20382);
- - Перечень информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Приказ ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);
- - Положение о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Приказ ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);
- - утверждены Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены ликвидных ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 19.05.2011 N 11-21/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России);
- - утверждены Методические рекомендации об утверждении органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации (Приказ ФСФР России от 24.05.2011 N 11-22/пз-н, находится на государственной регистрации в Минюсте России).
- Кроме того, по результатам обобщения вопросов, поступающих в связи с Законом N 224-ФЗ, издано информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 "О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Проекты всех вышеуказанных нормативных правовых актов и методических рекомендаций размещались в установленном порядке на сайте ФСФР России, осуществлялся прием замечаний, представители ФСФР России принимали участие в мероприятиях, посвященных обсуждению проектов актов. Вопреки доводам обращений разработка нормативной базы ведется с привлечением профессионального сообщества.
- 3. Приведенные в Обращении примеры якобы противоречивых требований Закона N 224-ФЗ не являются таковыми.
- Так, в отношении подпункта 1 пункта 4 Обращения следует отметить, что сотрудник профессионального участника рынка ценных бумаг приобретает статус инсайдера на основании пункта 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ в связи с наличием доступа к инсайдерской информации профессионального участника рынка ценных бумаг на основании трудового договора, заключенного с профессиональным участником рынка ценных бумаг. Смысл данной нормы в том, что в силу трудовых отношений у сотрудника профессионального участника возникает доступ к инсайдерской информации профессионального участника рынка ценных бумаг, и связывать наличие или отсутствие статуса инсайдера у такого сотрудника только лишь с исполнением отдельного клиентского поручения (в период времени "менее суток") некорректно.
- В отношении подпункта 2 пункта 4 Обращения отмечаем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона N 224-ФЗ лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 данной статьи, являются инсайдерами.
- Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ.
- ФСФР России полагает, что противоречия между данными нормами не имеется: в силу прямой нормы статьи 4 Закона N 224-ФЗ лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 данной статьи, являются инсайдерами (и соответственно обязаны выполнять сопутствующие данному правовому статусу обязанности, предусмотренные, в частности, статьями 6, 9, 11 Закона N 224-ФЗ), но не включаются в список инсайдеров, например, эмитента, и таким образом на них не возлагается связанных с включением в список инсайдеров эмитента обязанностей (в частности, предусмотренных статьей 10 Закона N 224-ФЗ).
- 4. В отношении предложений о создании "единой точки входа" направляемой информации об инсайдерах ФСФР России готова рассмотреть обоснованные предложения по совершенствованию процедур, связанных с реализацией предусмотренных главой II Закона N 224-ФЗ мер по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, раскрытием или предоставлением инсайдерской информации.
- 5. Отмечаем, что в устанавливающие передачу письменного согласия на обработку персональных данных нормы Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, утвержденного Приказом ФСФР России от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н, планируется внесение изменений в связи с признанием того, что в рассматриваемом случае обработка персональных данных осуществляется на основании Закона N 224-ФЗ и в силу статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" не требует согласия субъекта персональных данных. ФСФР России направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и получены разъяснения о том, что обработка персональных данных лиц, указанных в Законе N 224-ФЗ, подпадает под исключения, установленные пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", и не требует согласия субъектов на обработку персональных данных (письмо Роскомнадзора от 27.05.2011 N ШР-11093).
- 6. ФСФР России подготовлены разъяснения в отношении применения Приказа ФСФР России от 21.01.2011 N 11-3/пз-н, которые будут в ближайшее время размещены на сайте Службы.
- На основании изложенного, полагаем, что предложения, содержащиеся в пунктах 1 - 4 Обращения, являются необоснованными; предложения, содержащиеся в пунктах 5 - 7 Обращения, будут учтены в дальнейшей работе над проектами нормативных правовых актов в пределах компетенции ФСФР России.
- Дополнительно отмечаем, что принятие Закона N 224-ФЗ, установление административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, является одним из основных критериев для присоединения к многостороннему меморандуму IOSCO, а также выполнением рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
- Обращаем внимание, что ФСФР России принимаются меры, предоставляющие возможность участникам правоотношений, регулируемых Законом N 224-ФЗ, провести своевременную подготовку в целях исполнения требований законодательства. Так, согласно пункту 4 Приказа ФСФР России от 12.05.2011 N 11-18/пз-н (находится на государственной регистрации в Минюсте России) "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации" установлено, что лица, указанные в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, должны привести свою деятельность в соответствие с данным Приказом до 1 января 2012 г.
- Д.В.ПАНКИН