Письмо Минфина РФ и ФНС от 22 июля 2011 года № ЕД-4-3/11885@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- О применении товарно-транспортных накладных (форма N СП-31 и форма N 1-Т) при реализации ООО зерна российскому покупателю (ЗАО) для целей применения налоговых вычетов по НДС.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО (далее - заявитель), направленное юрисконсультом ООО по информационным системам общего пользования, сообщает следующее.
- Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
- Подпунктом 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы обязаны, в частности, бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
- Статьей 26 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
- Механизм реализации права налогоплательщика на информирование определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Минюстом России 14.04.2008 N 11521) (далее - Административный регламент).
- Подпунктом 3 п. 12 Административного регламента установлено, что государственная функция по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) не исполняется, если обращение не содержит подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и (или) его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего и (или) подписавшего обращение, и (или) без печати организации в случае, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации, а также в случае непредставления уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего письменного обращения.
- Вышеуказанное обращение направлено юрисконсультом ООО в ФНС России по информационным системам общего пользования, документов, подтверждающих полномочия указанного лица на представительство налогоплательщика-организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в распоряжение ФНС России не представлено. Кроме того, заявителем отдельные требования пп. 3 п. 12 Административного регламента не соблюдены.
- Одновременно по вопросу применения товарно-транспортных накладных (форма N СП-31 и форма N 1-Т) при реализации заявителем зерна российскому покупателю ЗАО для целей применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
- Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
- Требования, предъявляемые к первичным учетным документам, принимаемым к учету, установлены нормами ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, на основании нормы п. 2 ст. 9 указанного Федерального закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные данной нормой.
- Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены товарно-транспортные накладные формы N СП-31 (Постановление Госкомстата России от 29.09.1997 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья") и формы N 1-Т (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте").
- Форма N СП-31 применяется, в частности:
- в организациях сельского хозяйства и связанных с ним других отраслях агропромышленного комплекса для учета операций по отправке-приемке продукции зерновых культур на элеваторы, хлебоприемные и другие пункты приема зерновой продукции (основание - п. 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26 (далее - Методические рекомендации));
- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его переработки, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, для количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки (основание - п. 3 разд. I Порядка учета зерна и продуктов его переработки, утвержденного Приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 08.04.2002 N 29).
- Форма N 1-Т применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (основание - п. 2 Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 и п. 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных указанным Постановлением Госкомстата России).
- При этом обе формы (N СП-31 и N 1-Т) содержат в целом аналогичные показатели, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, пунктах погрузки и разгрузки, подробные сведения о грузе (наименование, сорт, вид упаковки, количество, масса, цена, сумма, способ определения массы, сопроводительные документы и т.п.), данные о погрузо-разгрузочных операциях, а также сведения, заполняемые организацией - владельцем автотранспорта.
- Имеющиеся отраслевые особенности бухгалтерского учета материально-производственных запасов (далее - МПЗ) в организациях сельского хозяйства и связанных с ним других отраслях агропромышленного комплекса регламентируются Методическими рекомендациями.
- В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.
- На основании положений п. 15 Методических рекомендаций в сельскохозяйственных организациях для учета МПЗ могут использоваться межведомственные унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России, в частности, по учету движения зерна может использоваться товарно-транспортная накладная (зерно) (форма N СП-31). Перечисленные в п. 15 Методических рекомендаций унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и сырья (кроме малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств).
- Согласно п. 71 Методических рекомендаций товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) применяется при реализации прочей продукции (кроме видов продукции, оформляемых, в частности, накладной N СП-31).
- Одновременно ФНС России сообщает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной, которой подтверждается заключение договора перевозки груза. Следует отметить, что указанное Постановление не содержит положений, отменяющих форму N СП-31.
- С учетом изложенного применение в качестве первичного учетного документа по учету движения зерна товарно-транспортной накладной (зерно) по форме N СП-31, заполненной в установленном порядке, не может являться основанием для отказа в вычетах заявленных сумм НДС.
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 22.07.2011