» » » Письмо Минфина РФ от 07 июля 2011 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 07 июля 2011 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 07 июля 2011 года № 03-03-06/1/409
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) организация планирует перейти на электронный документооборот первичных учетных документов, в частности:
  3. - товарной накладной (форма N ТОРГ-12);
  4. - товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т);
  5. - требования-накладной (форма N М-11);
  6. - акта выполненных работ/оказанных услуг и других документов.
  7. В соответствии со ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В случае если хозяйственные операции подтверждаются документами, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, данные документы должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 указанной статьи, в частности личные подписи должностных лиц, ответственных за совершение операции.
  8. Статья 6 Закона N 63-ФЗ определяет условия, при которых электронные документы, подписанные электронной подписью, равнозначны документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью.
  9. В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок документы могут быть переданы налоговому органу в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  10. В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  11. Признается ли первичный учетный документ, подписанный усиленной электронной подписью (квалифицированной либо неквалифицированной), который должен быть в соответствии с нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота заверен печатью и собственноручной подписью, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, в целях подтверждения расходов по налогу на прибыль?
  12. Возможно ли представление по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи документов, составленных в электронном виде в формате, установленном соглашением между организациями (участниками электронного документооборота), и подтверждающих расходы по налогу на прибыль?
  13. Ответ:
  14. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении электронной подписи и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
  15. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
  16. Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
  17. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
  18. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
  19. Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
  20. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
  21. Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
  22. В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  23. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 N 20303).
  24. Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
  25. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  26. С.В.Разгулин
  27. 07.07.2011

Предыдущая новость - О наименовании места происхождения товара «ДЖЕРМУК»

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 29 июля 2011 года № 03-11-11