Письмо Минфина РФ от 22 июля 2011 года № 03-03-10/66
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- До вступления в силу Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (далее - Федеральный закон N 23-ФЗ) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), включались в доходы в полном объеме в периоде их получения, поскольку никаких особенностей их учета и налогообложения НК РФ не предусматривал.
- Федеральный закон N 23-ФЗ направлен на повышение эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на совершенствование налогообложения деятельности указанных субъектов, осуществляемой за счет предоставленных субсидий.
- В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 23-ФЗ средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения.
- Таким образом, предусмотрена четкая связь доходов и расходов для целей налогообложения, т.е. полученные суммы признаются доходом только после осуществления расходов.
- Согласно ст. 2 Федерального закона N 23-ФЗ положения части второй НК РФ в редакции данного Федерального закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
- В случае если субъект малого и среднего предпринимательства получил данную субсидию в конце 2010 г. (например, в конце декабря) и, следовательно, не мог произвести какие-либо расходы (расходы осуществляются только в начале 2011 г.), нарушается предусмотренная Федеральным законом N 23-ФЗ связь доходов и расходов и часть финансовой помощи получатель должен возвратить в бюджет.
- Каков порядок реализации положений Федерального закона N 23-ФЗ в изложенной ситуации в целях налога на прибыль с учетом положений ст. 5 НК РФ о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
- В то же время в п. 4 данной статьи НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
- Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки" (далее - Закон N 23-ФЗ) установлен особый порядок учета субсидий, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
- В частности, ст. ст. 271 и 273 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнены новыми п. п. 4.3 и 2.3 соответственно, согласно которым для целей налогообложения прибыли организаций средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе внереализационных доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.
- В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества.
- Указанный порядок учета для целей налогообложения прибыли организаций данных субсидий распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
- Средства финансовой поддержки в виде указанных субсидий, полученные до 2011 г., подлежали включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме в периоде их поступления на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 22.07.2011