Письмо Минфина РФ от 05 июля 2011 года № 03-03-06/1/392
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Организация с целью поиска новых клиентов и расширения рынка сбыта заключила договор на оказание услуг по распространению рекламных материалов, содержащих информацию об организации и ее деятельности (конверты с рекламными листовками). Исполнитель по договору осуществляет почтовую рассылку данных материалов по адресным базам организаций.
- Изначально адресный список создается на основе выборки, осуществленной по определенным критериям из неограниченного круга потенциальных клиентов. Например, сюда на основе произвольной выборки попадут организации определенного административного округа или организации с численностью работников от 100 и выше, или с определенной спецификой деятельности, или по иным критериям. А указание адресов и названий на конвертах является всего лишь следствием специфики почтовой или курьерской доставки корреспонденции.
- В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
- Как в данной ситуации следует классифицировать расходы на изготовление и распространение указанных рекламных материалов в целях исчисления налога на прибыль организаций: как прочие расходы организации, связанные с производством и реализацией, в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ или как расходы на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета затрат на распространение рекламных материалов почтовой рассылкой по адресным базам предприятий и сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
- Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- На основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
- Расходы на изготовление и безвозмездное распространение рекламных материалов посредством почтовой рассылки по адресным базам предприятий не относятся к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли, поскольку такая информация предназначена для конкретных лиц.
- Что касается расходов на изготовление и распространение рекламных материалов, содержащих информацию о компании и ее деятельности, путем адресной рассылки, сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 05.07.2011