» » » Письмо Минфина РФ от 05 июля 2011 года № 03-04-05

Письмо Минфина РФ от 05 июля 2011 года № 03-04-05


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 05 июля 2011 года № 03-04-05/8-482
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. В сентябре 2008 г. физлицом был приобретен грузовой автомобиль стоимостью 3 104 606 руб., при этом часть стоимости была оплачена кредитными средствами (сумма кредита 2 748 330 руб.). Автомобиль был застрахован. В 2009 г. автомобиль был поврежден в ДТП, в результате чего экспертами зафиксирована конструктивная гибель транспорта. Страховое возмещение ущерба от страховой компании физлицу пришлось взыскивать через суд.
  3. Суд определил общую сумму ущерба в 2 400 717 руб. к выплате страховой компанией. Из этой суммы банк для погашения неисполненных обязательств по кредиту запросил 1 851 782,82 руб., что суд отразил в своем решении.
  4. Банк получил от страховой компании запрошенную сумму, но оказалось, что для погашения недоимки и процентов нужна сумма 1 689 713,55 руб.
  5. Излишне удержанную сумму в размере 162 069,27 руб. банк должен вернуть физлицу, но работники банка считают эти средства доходом физлица и собираются вернуть их за минусом НДФЛ.
  6. Согласно п. 4 ст. 213 НК РФ доходом налогоплательщика является превышение страховой выплаты над стоимостью застрахованного имущества, увеличенной на сумму страховых взносов. Сумма ущерба, определенная судом, намного меньше стоимости автомобиля и не покрывает всех издержек и убытка, понесенных физлицом.
  7. Правомерно ли в указанном случае удержание банком в отношении физлица НДФЛ?
  8. Ответ:
  9. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплаты возмещения ущерба в случае гибели застрахованного имущества, оставшейся от погашения процентов и задолженности по кредиту физического лица, полученному на приобретение транспортного средства, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
  10. В соответствии со ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
  11. Положения ст. 213 Кодекса об особенностях определения налоговой базы по договорам страхования, предусматривающие, что при наступлении страхового случая - гибели или уничтожения застрахованного имущества по договору добровольного имущественного страхования доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов, применяются в тех случаях, когда страховое возмещение выплачивается страховщиком непосредственно физическому лицу, то есть когда такое лицо по вышеуказанному договору одновременно выступает и страхователем, и выгодоприобретателем (получателем страховых выплат по договору страхования).
  12. В отношении выплачиваемого физическому лицу дохода в виде разницы между суммой страхового возмещения, полученного банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога, и суммой, направленной на погашение задолженности заемщика по кредитному договору и процентов, положения ст. 213 Кодекса не применяются, поскольку выгодоприобретателем в этом случае является банк, а не физическое лицо - страхователь имущества.
  13. Полученный доход, выплаченный физическому лицу - страхователю имущества по распоряжению банка за счет сумм страхового возмещения, полученного банком как выгодоприобретателем по договору имущественного страхования предмета залога, является доходом физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
  14. Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения налогоплательщиков по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
  15. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  16. С.В.Разгулин
  17. 05.07.2011

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 08 июля 2011 года № 03-07-08

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 06 июля 2011 года № 03-04-05