Письмо Минфина РФ от 29 августа 2011 года № 03-05-05-01/69
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Об определении в целях налога на имущество организаций первоначальной и остаточной стоимости имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, учитывая правила бухгалтерского учета, утвержденные в учетной политике.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу определения для целей налогообложения в соответствии со ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальной и остаточной стоимости имущества, составляющего закрытый паевой инвестиционный фонд, и сообщает.
- Пунктом 2 ст. 378 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению налогом на имущество организаций у управляющей компании.
- В соответствии со ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
- Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
- Поэтому при определении налоговой базы в отношении имущества паевого инвестиционного фонда следует учитывать особенности формирования первоначальной и остаточной стоимости основных средств (движимого и недвижимого имущества) исходя из норм бухгалтерского учета.
- В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97н, при организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего. Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке.
- Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в соответствии с которым основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
- Исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, первоначальную стоимость основных средств, включаемых в состав имущества паевого инвестиционного фонда при его формировании, по нашему мнению, следует определять в порядке, аналогичном установленному ПБУ 6/01 для определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации.
- Пунктом 9 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- В силу ст. ст. 17 и 37 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", если инвестиционная декларация паевого инвестиционного фонда предусматривает инвестирование в имущество, оценка его осуществляется оценщиком. Оценка недвижимого имущества должна осуществляться при его приобретении, а также не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
- Поэтому полагаем, что данный способ оценки имущества должен применяться для формирования первоначальной стоимости недвижимого имущества при его приобретении в состав закрытого паевого инвестиционного фонда и, следовательно, для налогообложения, что согласуется с арбитражной практикой (например, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).
- Что касается формирования остаточной стоимости основных средств паевого инвестиционного фонда, то при начислении в общеустановленном порядке амортизации на основные средства, составляющие паевой инвестиционный фонд, срок полезного использования объекта основных средств, на основании п. 17 ПБУ 6/01, определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01. Кроме того, согласно п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. При проведении переоценки основных средств следует руководствоваться п. 15 ПБУ 6/01, согласно которому организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- И.В.Трунин
- 29.08.2011