Письмо Минфина РФ от 05 августа 2011 года № 03-07-13/01-32
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- О порядке документального подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте российской организацией товаров с территории РФ на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая реализует эти товары казахстанской организации, в том числе в случае отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес казахстанской организации.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость при экспорте российской организацией товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая реализует эти товары казахстанской организации, в случае отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес казахстанской организации и сообщает.
- Применение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в рамках Таможенного союза, в том числе на основании договорных отношений между налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза, регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом согласно положениям ст. 1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов Таможенного союза, с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
- В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.
- Пунктом 2 ст. 1 Протокола определен перечень документов, представляемых в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Данным перечнем предусмотрено в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, установленной Приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией), с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате налога на добавленную стоимость (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).
- Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая реализует эти товары казахстанской организации, в том числе в случае отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес казахстанской организации, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
- На основании Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) заявление состоит из трех разделов и Приложения к нему. При этом первый и третий разделы заявления и Приложение к нему заполняются лицом, на которое в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза возложена обязанность по уплате косвенных налогов при ввозе товаров на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза.
- Кроме того, согласно положениям п. 4 указанных Правил в третьем разделе заявления указывается налогоплательщик государства - члена Таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров нулевую ставку налога на добавленную стоимость, а если такая реализация осуществлялась через комиссионера, отражаются реквизиты договора комиссии и стороны данного договора.
- Учитывая изложенное, российская организация, реализующая товары на территорию Республики Казахстан через российского комиссионера по договору с иностранной организацией, не являющейся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, которая, в свою очередь, реализует эти товары казахстанской организации, в том числе в случае отгрузки товаров российской организацией напрямую в адрес казахстанской организации, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость должна представить в налоговый орган в пакете подтверждающих документов заявление, заполненное казахстанской организацией, включая третий раздел и Приложение к нему. При этом, по нашему мнению, в третьем разделе данного заявления в строке 8 следует указывать российскую организацию - комитента, которая применяет нулевую ставку налога на добавленную стоимость по экспортируемым товарам, в строке 9 - российскую организацию комиссионера, в строке 12 - реквизиты договора комиссии, заключенного между указанными российскими организациями, а в Приложении следует отражать российскую организацию - комиссионера, иностранную организацию, не являющуюся хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, и реквизиты договора, заключенного между этими организациями.
- Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Н.А.Комова
- 05.08.2011