О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72
- Принято
- Федеральной налоговой службой России
- В редакции
- № 03-07-15/72 от 02.08.2011.
- Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72 на запрос Федеральной налоговой службы от 20.03.2011 N КЕ-4-3/4883, по вопросам применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость.
- Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
- Действительный государственный
- советник Российской Федерации
- 3 класса
- С.Н.АНДРЮЩЕНКО
Министерство финансов Российской Федерации письмо от 2 августа 2011 г. №03-07-15/72
- По вопросам применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
- 1. О налогообложении налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта.
- Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. При этом под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, между которыми фактически осуществляются услуги по перевозке, предусмотренные договором, заключенным налогоплательщиком, оказывающим данные услуги.
- Таким образом, услуги по международной перевозке товаров, фактически оказываемые налогоплательщиками между пунктами, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - на территории иностранного государства, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. В случае перевозки товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, в отношении услуг по их перевозке между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, нулевая ставка не применяется.
- 2. О применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг.
- В соответствии с положениями указанного подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка применяется также в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за пределами территории Российской Федерации. При этом договор транспортной экспедиции должен соответствовать положениям главы 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности", а услуги, включенные в указанный перечень, - Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст.
- Учитывая изложенное, поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29 марта 2011 г. N КБ-4-3/4883, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов:
- транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены указанным перечнем и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;
- непоименованных в абзаце пятом подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами пункта 1 статьи 164 Кодекса.
- По нашему мнению, нулевая ставка налога на добавленную стоимость должна применяться в отношении транспортно-экспедиционных услуг также в том случае, если оформление экспедиторских документов для оказания данных услуг в соответствии с действующим законодательством, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность, не требуется.
- В случае если на основании законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности при оказании транспортно-экспедиционных услуг требуется оформление экспедиторских документов, но такие документы не оформлялись или были оформлены с нарушениями, то данное обстоятельство в совокупности с другими неправомерными действиями налогоплательщика может послужить основанием для отказа в применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг.
- 3. О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
- Подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса предусмотрено применение нулевой ставки в отношении работ (услуг) по транспортировке, перевалке и перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, к которым относятся российские организации, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на основании договора (контракта) с иностранным или российским лицом, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации указанных товаров, или лицом, от имени либо по поручению которого была заключена такая сделка, а также агентом (комиссионером). При этом данный подпункт не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, не являющиеся собственниками реализуемых на экспорт нефти и (или) нефтепродуктов или лицами, от имени либо по поручению которых была заключена внешнеэкономическая сделка, либо агентами (комиссионерами) лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов.
- Учитывая изложенное, позиция ФНС России, изложенная в указанном письме ФНС России, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполняемых (оказываемых) в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, на основании договоров, заключенных между двумя организациями трубопроводного транспорта, не являющимися собственниками реализуемых на экспорт нефти и (или) нефтепродуктов или лицами, от имени либо по поручению которых была заключена внешнеэкономическая сделка, либо агентами (комиссионерами) лица, которое заключило внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов, поддерживается.
- В то же время, если организация трубопроводного транспорта помимо деятельности в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов осуществляет деятельность по реализации принадлежащих ей на праве собственности нефти и (или) нефтепродуктов по внешнеторговым контрактам (договорам), работы (услуги), предусмотренным подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, выполняемые (оказываемые) другой организацией трубопроводного транспорта для этой организации, следует облагать налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов, поскольку в этом случае организация трубопроводного транспорта является российским лицом, которое заключило внешнеторговую сделку по реализации нефти и (или) нефтепродуктов.
- Кроме того, вышеуказанной нормой не установлена обязанность организаций трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов в целях применения нулевой ставки осуществлять весь комплекс услуг, поименованных в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В связи с этим услуги по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти и нефтепродуктов, оказываемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов иностранным или российским лицам, заключившим внешнеэкономическую сделку по реализации нефти и нефтепродуктов, или лицам, от имени либо по поручению которых была заключена такая сделка, а также агентам (комиссионерам), облагаются по нулевой ставке налога на добавленную стоимость.
- 4. О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки в случае перевозки товаров с использованием железнодорожного и морского транспорта.
- В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащих на праве собственности или на праве аренды железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, при условии, что на перевозочных документах проставлены указанные в подпункте 3 пункта 3.7 статьи 165 Кодекса отметки таможенных органов.
- Подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 Кодекса предусмотрено представление в налоговые органы копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующие о помещении вывозимых за пределы территории Российской Федерации продуктов переработки под процедуру таможенного транзита, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса.
- Указанным подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса установлены особенности документального подтверждения только при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации через морские порты. В этом случае в налоговые органы представляются копии поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" и коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
- Учитывая изложенное, для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при оказании услуг, предусмотренных подпунктом 2.7 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в случае вывоза экспортируемых товаров и продуктов переработки за пределы территории Российской Федерации железнодорожным транспортом в налоговые органы следует представлять копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо под процедуру таможенного транзита, а в случае смешанной перевозки товаров с использованием железнодорожного и морского транспорта помимо указанных документов следует представлять также документы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса, подтверждающие фактический вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации морским транспортом.
- 5. О применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость при осуществлении российскими организациями водного транспорта работ (услуг) в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта.
- Согласно подпункту 2.8 пункта 1 статьи 164 Кодекса нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при выполнении (оказании) организациями внутреннего водного транспорта работ (услуг) в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта.
- Перечень документов, подтверждающих правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов по указанным работам (услугам), предусмотрен пунктом 3.8 статьи 165 Кодекса. В данный перечень включены документы, представляемые в налоговые органы в случае осуществления таможенного оформления товаров в порту выгрузки или перевалки.
- Таким образом, оказываемые организацией водного транспорта услуги по перевозке по территории Российской Федерации товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, в том числе в случае таможенного оформления этих товаров в порту выгрузки или перевалки, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов (за исключением случаев, при которых в процессе перевозки однородных товаров по территории Российской Федерации до места выгрузки или перевалки невозможно определить, какая часть товаров после их перегрузки будет вывозиться за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, а какая часть использоваться на территории Российской Федерации).
- 6. О применении налога на добавленную стоимость в отношении припасов, реализуемых хозяйствующим субъектам Республики Беларусь или Республики Казахстан.
- Позиция ФНС России, изложенная в вышеуказанном письме ФНС России, о налогообложении налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов припасов, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, таможенное декларирование которых не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, до вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" поддерживается.
- После вступления в силу указанного Федерального закона в отношении припасов, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, следует применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость.
- 7. Об определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации".
- При определении понятия "иные территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации" для целей главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса следует руководствоваться пунктом 2 статьи 11 Кодекса, согласно которому под территорией Российской Федерации и иными территориями, находящимися под ее юрисдикцией, понимаются территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
- 8. О применении налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур.
- На основании статьи 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
- Согласно статье 1 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение) под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза.
- Таким образом, особый статус г. Байконура не изменяет его территориальной принадлежности. Поэтому к операциям, связанным с реализацией товаров, перемещаемых с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза, в том числе с территории Российской Федерации на территорию г. Байконур, по нашему мнению, применяются нормы Соглашения и, соответственно, такие операции следует относить к экспортным.
- Директор Департамента
- И.В.ТРУНИН