Письмо Минфина РФ от 14 сентября 2011 года № 03-11-11/229
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В мае 2010 г. администрацией города жилые дома были переданы управляющей компании (далее - УК) с завышенным тарифом на содержание и текущий ремонт жилого фонда.
- В течение года никаких видимых улучшений в содержании домов не произошло. Из отчета УК за период с мая 2010 г. по май 2011 г. следует, что значительная часть поступающих средств на содержание домов направляется на уплату налогов и на содержание УК.
- В каждом жилом доме установлено по одному общедомовому электросчетчику. По установленному порядку плата за электроэнергию сначала поступает в УК, а управляющая компания перечисляет денежные средства по счетам, которые ежемесячно выставляет ей энергосбыт как посреднику.
- УК применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".
- Поскольку УК является коммерческой организацией (ООО), то договор управления должен носить черты агентского. Следовательно, в состав доходов, учитываемых при налогообложении, включаются только суммы агентского вознаграждения.
- Включаются ли в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, средства, полученные управляющей организацией из местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов?
- Учитываются ли в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных управляющей организацией от собственников помещений на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, и сообщает следующее.
- Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
- Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что к имуществу, полученному налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, которое не включается в доходы при определении налоговой базы, относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
- Таким образом, средства, полученные управляющей организацией из местного бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- Что касается других платежей, поступающих управляющей организации, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
- Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
- Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- В случае заключения управляющей организацией агентских договоров следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
- В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
- По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
- Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
- Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
- Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
- В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
- При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
- При этом информируем, что, как установлено п. 2 ст. 346.14 Кодекса, выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 данной статьи Кодекса. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 14.09.2011