Письмо Минфина РФ от 16 сентября 2011 года № 03-03-06/2/144
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Банк планирует заключить договор доверительного управления, по которому он будет являться учредителем доверительного управления, а доверительным управляющим - иностранная организация, не являющаяся налоговым резидентом РФ.
- В соответствии с договором объектами доверительного управления могут быть облигации высоконадежных эмитентов и денежные средства, полученные при продаже ценных бумаг, составляющих имущество, переданное в доверительное управление. Структура активов, находящихся под управлением доверительного управляющего, может меняться по усмотрению последнего.
- Доверительный управляющий может покупать, продавать объекты доверительного управления, а также заключать сделки РЕПО. Сделки могут совершаться с привлечением маржинального кредитования.
- Доверительный управляющий обязуется ежемесячно представлять отчет по операциям с активами, переданными в доверительное управление. Отчет должен содержать следующую информацию: текущую структуру активов, рыночную стоимость активов, включая денежные остатки на начало и конец отчетного периода, и эффективность портфеля в течение отчетного периода, операции, совершенные с активами, с указанием данных согласно требованиям применимого права, сумму вознаграждений и комиссий, подлежащих выплате за отчетный период.
- Так как выгодоприобретателем по условиям договора доверительного управления является учредитель доверительного управления, то банк определяет доходы и расходы, полученные в рамках договора доверительного управления, с учетом п. 3 ст. 276 НК РФ.
- При этом на основании п. 2 ст. 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю доверительного управления сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ.
- При этом требования НК РФ не распространяются на иностранные организации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, и условия договора доверительного управления предоставления указанной информации не предусматривают.
- В каком порядке банку необходимо определять налоговую базу по налогу на прибыль в случае заключения указанного договора доверительного управления?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при заключении договора доверительного управления и сообщает следующее.
- Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций участников договора доверительного управления имуществом установлен ст. 276 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
- Пунктом 2 ст. 276 НК РФ предусмотрено, что доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном ст. 280 НК РФ.
- Статьей 332 НК РФ, определяющей особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом, установлено, что аналитический учет должен обеспечить информацию, позволяющую определить учредителя договора доверительного управления и выгодоприобретателя, дату вступления в силу и дату прекращения договора доверительного управления, стоимость и состав полученного в доверительное управление имущества, порядок и сроки расчетов по доверительному управлению. При совершении операций с имуществом, полученным в доверительное управление, доходы и расходы отражаются в соответствии с установленными гл. 25 НК РФ правилами формирования доходов и расходов.
- При этом отмечаем, что указанные положения определяют порядок налогового учета при передаче имущества в доверительное управление и не регулируют гражданско-правовые отношения, возникающие при заключении договора доверительного управления.
- В случае если российская организация передает имущество в доверительное управление иностранной организации, в целях выполнения требований законодательства Российской Федерации о налогах и сборах условие о представлении доверительным управляющим налогоплательщику соответствующих сведений о доходах и расходах в рамках доверительного управления следует предусмотреть при заключении договора доверительного управления.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 16.09.2011