О рассмотрении обращения
- Принято
- Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка РФ
- Управление государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка рассмотрело письмо и в связи с поставленными в нем вопросами, в пределах своей компетенции, сообщает следующее.
- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения, согласно которым действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков.
- До внесения указанных изменений в пункте 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ особо оговаривалось, что нормы Федерального закона N 171-ФЗ не применяются к деятельности по производству и обороту пива, поскольку пиво по всем признакам подпадает под определение, установленное подпунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции, действующей до 1 июля 2012 года), согласно которому алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
- Таким образом, согласно прежней редакции Федерального закона N 171-ФЗ пиво признавалось алкогольной продукцией, в противном случае такое изъятие не имело бы правового смысла, что подтверждается определением пищевых продуктов, установленным статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому пиво относится к алкогольной продукции.
- Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона N 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако до 22 июля 2011 года (дня официального опубликования Федерального закона N 218-ФЗ) на деятельность по их производству и обороту не распространялись ограничения, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ.
- Следовательно, после отмены Федеральным законом N 218-ФЗ вышеупомянутого изъятия, на деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков, а также на потребление указанной продукции по общему правилу распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении алкогольной продукции действующей редакцией Федерального закона N 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения для пива и пивных напитков.
- Статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции (в том числе пива и напитков, изготавливаемых на основе пива), которые, в частности, предусматривают запрет розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, а также запрет розничной продажи алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
- Вместе с тем, частью 5 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что указанные запреты до 1 января 2013 года не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции.
- Федеральным законом N 218-ФЗ в пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению.
- Так, в соответствии с нормами пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в редакции Федерального закона N 218-ФЗ, вступившей в силу с 22 июля 2011 года, установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях, а также на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях.
- Необходимо отметить, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции является правом на осуществление соответствующего вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением особых требований к осуществлению этой деятельности.
- Согласно пункту 19 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в лицензии указываются, в частности, места нахождения обособленных подразделений организации (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемый вид деятельности.
- Если в результате внесения изменений в законодательство место нахождения обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, организация обязана прекратить осуществление этого лицензируемого вида деятельности в таком обособленном подразделении.
- При этом организация вправе перенести осуществление лицензируемого вида деятельности в иное обособленное подразделение, место нахождения которого соответствует указанным требованиям.
- Кроме того, у организации в связи с изменением указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений возникает обязанность переоформления лицензии. В соответствии с пунктом 13 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
- При этом пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа.
- Начальник Управления
- государственной политики в сфере
- регулирования алкогольного рынка
- Д.М.ШАБЛИНСКИЙ