О применении общесоюзных и отраслевых норм технологического проектирования
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу о правомочности применения общесоюзных и отраслевых норм технологического проектирования и о порядке их пересмотра и сообщает следующее.
- Согласно пункту 12.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по обращениям граждан в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.
- В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение о Минэкономразвития России), вышеуказанная обязанность на Минэкономразвития России не возложена.
- Также следует отметить, что согласно Положению о Минэкономразвития России поставленные в обращении вопросы не относятся к компетенции Министерства.
- Одновременно обращаем внимание, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, является Минрегион России (пункт 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40), в сфере промышленности - Минпромторг России (пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438).
- Вместе с тем по существу поставленных вопросов считаем возможным отметить следующее.
- Отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к процессам проектирования и строительства, регулируются среди прочего Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ): часть 1 статьи 1 Закона N 184-ФЗ.
- Согласно части 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня его вступления в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессам проектирования и строительства, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.
- При этом действие указанных обязательных требований прекращается со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов .
- 30 июня 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), объектом технического регулирования которого являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации и который устанавливает минимально необходимые обязательные требования к зданиям и сооружениям и процессам проектирования и строительства .
- При этом согласно части 4 статьи 3 указанного Закона в отношении ряда объектов (объекты военной инфраструктуры, объекты, сведения о которых составляют государственную тайну, объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов и др.) наряду с соблюдением требований Закона N 384-ФЗ должны соблюдаться требования, установленные уполномоченными в соответствующих сферах федеральными органами исполнительной власти.
- В соответствии с частью 4 статьи 42 Закона N 384-ФЗ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. N 2079 был утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ.
- Следует отметить, что согласно части 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ применение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента.
- Однако статьей 5.1 Закона N 184-ФЗ было установлено, что Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливаются особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений.
- В связи с этим Технический регламент о безопасности зданий и сооружений коренным образом отличается от других технических регламентов: в соответствии с частью 3 статьи 42 Закона N 384-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), применение которых стало обязательным.
- При этом следует отметить, что добровольность применения установленных вышеуказанным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии требований также достаточно условна.
- Так, согласно части 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования и строительства обеспечивается посредством соблюдения требований данного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных и в "добровольный", и в "обязательный" перечни (или посредством соблюдения требований разрабатываемых в исключительных случаях специальных технических условий).
- И хотя Законом N 184-ФЗ предусмотрена возможность отказа от применения "взаимосвязанных" с техническим регламентом стандартов и сводов правил с использованием вместо них иных документов для проектирования и последующего подтверждения соответствия требованиям технического регламента , Технический регламент о безопасности зданий и сооружений такой возможности проектировщику не предоставляет.
- В этой связи следует отметить, что Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), положения которого также обязательны при проектировании и строительстве зданий и сооружений , позволяет отступать от требований взаимосвязанных с данным техническим регламентом нормативных документов в области пожарной безопасности при условии выполнения непосредственно требований технического регламента, применения компенсирующих мероприятий и расчета пожарного риска (статья 6 Закона N 123-ФЗ; информационное письмо МЧС России от 7 июля 2011 г. N 19-2-4-2623).
- Учитывая вышеизложенное, необходимо заключить, что в настоящее время применение при проектировании и строительстве упомянутых в обращении отраслевых и общесоюзных норм технологического проектирования (далее - ОНТП) в общем случае не является обязательным, хотя они могут использоваться проектировщиками по собственной инициативе в части, не противоречащей техническим регламентам и нормативным документам, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.
- Однако в некоторых случаях применение ОНТП является обязательным.
- Во-первых, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р, которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, предусмотрено, что в отношении опасных производственных объектов наряду с соответствующими требованиями национальных стандартов и сводов правил, включенных в указанный перечень, применяются требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
- Более того, 26 октября 2011 г. вступают в силу поправки в Закон N 184-ФЗ, которые выводят из-под действия указанного Закона отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах.
- Таким образом, части ОНТП, регулирующие вопросы промышленной безопасности, подлежат обязательному применению.
- Во-вторых, в целом ряде нормативных правовых актов, не относящихся к сфере технического регулирования (прежде всего, в санитарных правилах), содержатся бланкетные нормы, ссылающиеся на некоторые положения ОНТП или ОНТП в целом, предусматривая таким образом обязательность выполнения требований ОНТП: пункт 3.6 Санитарных правил для литейного производства (заводов, цехов, участков), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 23 июля 1990 г. N 5183-90; пункт 7.1 Санитарных правил по гигиене труда водителей автомобилей, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 мая 1988 г. N 4616-88, и др.
- По вопросу пересмотра ОНТП необходимо отметить следующее.
- Согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила разработки ведомственных актов), нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) в пределах их компетенции, при этом пунктом 3 указанных Правил предусмотрено совместное издание нормативных правовых актов ФОИВ.
- Таким образом, уполномоченные ФОИВ имеют право вносить изменения в ОНТП.
- При этом следует отметить, что согласно части 1.1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ такое право сохраняется до вступления в силу соответствующих технических регламентов: то есть, учитывая названные выше поправки в Закон N 184-ФЗ, в настоящее время уполномоченные ФОИВ могут вносить изменения в ОНТП в части вопросов, относящихся к промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах и т.д., так как данные сферы исключаются из области технического регулирования.
- Необходимо отметить, что в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева подготавливается единый порядок разработки и утверждения нормативных технических документов в сферах, не отнесенных к техническому регулированию.
- Данный порядок позволит четко определить процедуру разработки и утверждения требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах и др.
- Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки ведомственных актов письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
- Таким образом, настоящее письмо не содержит правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
- И. о. директора
- Департамента оценки
- регулирующего воздействия
- Р.А.НАГОВИЦЫН