Письмо Минфина РФ от 12 октября 2011 года № 03-03-06/2/154
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- С целью мотивации потенциальных и существующих клиентов банк проводит стимулирующие маркетинговые мероприятия разного характера (далее - акции), основным предназначением которых является привлечение новых клиентов и повышение уровня использования продуктов и услуг банка. В рамках акций участники, совершившие указанные в условиях проведения акции действия в оговоренный срок, получают вознаграждение.
- Вправе ли банк учесть расходы на стимулирование клиентов в целях налога на прибыль в случае, если:
- - акция адресована как существующим, так и потенциальным клиентам, результатом проведенных акций явилось привлечение новых клиентов и расширение продуктовой линейки;
- - акция адресована ограниченному (известному) кругу клиентов банка, при этом в результате акции произошло изменение характеристик использования существующих продуктов банка (например, увеличен объем использования кредитных средств)?
- Каков порядок исчисления НДФЛ в отношении дохода, полученного физлицами от участия в акциях?
- Признается ли банк налоговым агентом?
- В случае выплаты банком вознаграждений по акциям через агентов-организации в рамках договорных отношений остается ли банк налоговым агентом или обязанность налогового агента переходит к посреднику (агенту), осуществившему распоряжение банка на распределение вознаграждения?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
- По налогу на прибыль организаций
- В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
- Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
- Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
- С учетом приведенных требований НК РФ затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности, могут рассматриваться как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в организацию большего числа клиентов, а также на сохранение имеющихся клиентов.
- Если затраты организации в виде оплаты стоимости товаров, передаваемых использующим услуги организации клиентам, отвечают приведенным выше требованиям, то они могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- По налогу на доходы физических лиц
- В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
- Статьей 224 НК РФ установлено, что стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
- Таким образом, доход, полученный физическими лицами от участия в маркетинговом мероприятии, проводимом в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов.
- Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
- Пунктом 1 ст. 226 НК РФ определено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
- Указанные организации признаются налоговыми агентами.
- Вопрос о том, какая из организаций - банк или его агент является в данном случае налоговым агентом, может быть рассмотрен в случае предоставления копии договора на проведение стимулирующего мероприятия между банком и его агентом и информации о порядке выплаты призов в проводимом стимулирующем мероприятии.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 12.10.2011