Письмо Минфина РФ от 31 октября 2011 года № 03-05-06-03/84
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Согласно пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, размер государственной пошлины составляет 300 руб.
- В соответствии с п. 2 ст. 333.16 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
- При этом органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, как за услугу согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880.
- Правомерно ли взимание, помимо уплаты госпошлины, дополнительной платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России?
- Ответ:
- В связи с обращением по вопросу правомерности взимания платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
- Статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
- В целях гл. 25.3 Кодекса выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
- Указанные выше органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
- В связи с этим пп. 36 - 46 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, в том числе и за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра.
- Следовательно, за совершение органами ГИБДД МВД России вышеперечисленных регистрационных действий, связанных с выдачей документов на транспортные средства, должна уплачиваться государственная пошлина и никакие иные платежи.
- Главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса уплата государственной пошлины за проведение государственного технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России не предусмотрена. Данное действие не относится к юридически значимым действиям, и, следовательно, за оказание данной услуги должна взиматься отдельная плата в зависимости от затрат на ее проведение.
- Право устанавливать размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, как за услугу, согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и Приказу МВД России N 708, Минфина России N 61н, Минтранса России N 126 от 03.08.2011, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от типа транспортного средства, от стоимости работ по проверке транспортного средства, заработной платы контролеров, накладных расходов, амортизационных отчислений, арендной платы, обязательных налогов и платежей в бюджет.
- Указанное Постановление не противоречит гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
- Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2002 N 88-О, в котором Суд признал положения п. п. 7 и 8 рассматриваемого Постановления Правительства Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, а плату за проведение государственного технического осмотра транспортных средств - неналоговым платежом.
- Платежи, взимаемые за государственный технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния транспортных средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам.
- Одновременно сообщается, что с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
- Нормы Федерального закона определяют порядок организации системы технического осмотра, согласно которому технический осмотр в Российской Федерации будет проводиться операторами технического осмотра, аккредитованными уполномоченным профессиональным объединением страховщиков.
- Согласно данному Федеральному закону документами о прохождении технического осмотра будут являться талон технического осмотра и международный сертификат технического осмотра, которые будут составляться на основании диагностической карты, свидетельствующей об отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств неисправностей.
- Также Федеральный закон закрепляет полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и профессионального объединения страховщиков.
- Размер платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться оператором технического осмотра самостоятельно, в пределах максимальной платы за проведение технического осмотра, установленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Размер платы будет устанавливаться дифференцированно в зависимости от сложности, объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том числе с определением стоимости отдельных технологических операций. Методика расчета максимальной платы за проведение технического осмотра будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти.
- Переходными положениями Федерального закона предусмотрено, что в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона технический осмотр может проводиться по выбору владельца транспортного средства на станциях и пунктах государственного технического осмотра либо в пунктах технического осмотра операторов технического осмотра.
- Одновременно следует отметить, что талоны о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра, выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные операторами технического осмотра, будут иметь равную юридическую силу и будут продолжать действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи.
- При этом государственная пошлина, установленная пп. 41 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, будет уплачиваться только за выдачу должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной власти талона о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 31.10.2011