Письмо Минфина РФ от 07 октября 2011 года № 03-06-06-02/4
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- До 2006 г. водоснабжение ЗАО осуществлялось из абиссинской скважины глубиной 25 м. На основании показателей счетчика рассчитывалась сумма водного налога.
- С 2006 г. абиссинская скважина для водопотребления не используется в связи с низким качеством и малым объемом питьевой воды и зарезервирована для целей пожаротушения. С 2006 г. для обеспечения гарантии качества питьевой воды ЗАО заключило договор на платной основе на полное водоснабжение с ОАО в соответствии с водохозяйственным балансом.
- Согласно ст. 53 Водного кодекса РФ забор водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без каких-либо разрешений бесплатно и в необходимом количестве.
- Является ли ЗАО налогоплательщиком водного налога и возникает ли объект налогообложения по водному налогу при заборе воды из подземных водных объектов воды для тушения пожаров?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога при заборе воды из абиссинской скважины в целях обеспечения пожарной безопасности и сообщает следующее.
- Водные отношения регулируются водным законодательством, которое состоит из Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
- Вместе с тем отношения, связанные с использованием подземных вод, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
- В частности, ст. ст. 9, 10 и 43 Водного кодекса предусмотрено, что основания и порядок приобретения и прекращения права пользования подземными водными объектами, порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены законодательством о недрах.
- При этом п. 2 ст. 2 Водного кодекса установлено, что нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Водному кодексу.
- Согласно ст. 11 Водного кодекса заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется в случае, если водный объект используется для:
- забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
- забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
- Статьей 53 Водного кодекса установлено, что забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
- Пунктом 2 ст. 39 Водного кодекса установлено, что собственники водных объектов, водопользователи обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
- В соответствии с п. 1 ст. 333.8 гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения.
- Согласно п. 2 ст. 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.
- Учитывая изложенное, ЗАО является налогоплательщиком водного налога, но при заборе из подземных водных объектов воды для тушения пожаров объект налогообложения отсутствует.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Р.А.Саакян
- 07.10.2011