» » » Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием

Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием


Российская Федерация
Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 года № МД-1552/03
Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием
Принято
Министерством образования и науки Российской Федерации
  1. Министерство образования и науки Российской Федерации направляет Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации).
  2. Данные Рекомендации описывают общие подходы к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.
  3. В дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным, демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями, в том числе и для организации внеурочной деятельности в части нецифровой техники.
  4. Заместитель министра
  5. М.В.ДУЛИНОВ
  6. РЕКОМЕНДАЦИИ
  7. ПО ОСНАЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЧЕБНЫМ
  8. И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ, НЕОБХОДИМЫМ
  9. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
  10. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
  11. ОБРАЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
  12. МОДЕЛИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
  13. 1. Пояснительная записка
  14. 1.1. Цели и назначение Рекомендаций
  15. Целью разработки Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) <1>, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (далее - Рекомендации), является формирование методической основы для создания региональных (муниципальных, институциональных) программ обновления материально-технической базы общеобразовательных учреждений, конкретизированных перечней оснащения общеобразовательных учреждений, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ООО к условиям реализации основной образовательной программы. Рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной информационно-образовательной среды, необходимой для реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ на основной ступени общего образования, установленных ФГОС ООО. Они исходят из задач комплексного использования учебной техники, обеспечения системно-деятельностного подхода, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на конструктивный компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
  16. --------------------------------
    <1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644.

  17. Рекомендации могут быть адаптированы к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, социокультурным условиям.
  18. Рекомендации разработаны на основе требований ФГОС ООО к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования <1>, в соответствии с которыми учебные кабинеты, помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должны содержать полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности.
  19. --------------------------------
    <1> ФГОС ООО, раздел IV "Требования к условиям реализации основных образовательных программ основного общего образования".

  20. Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
  21. - достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
  22. - развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;
  23. - овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
  24. - индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;
  25. - формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;
  26. - включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
  27. - проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;
  28. - проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;
  29. - создания обучающимися материальных и информационных объектов.
  30. Рекомендации охватывают все предметные области, а также внеурочную деятельность, предусмотренную ФГОС основного общего образования, в том числе учебно-исследовательскую и проектную, а также основные направления моделирования и технического творчества обучающихся.
  31. 1.2. Нормативные основания
  32. Предлагаемые Рекомендации разработаны в соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об образовании" <1>, ФГОС ООО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений <2>, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях <3>, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников <4>, ГОСТ Р52653-2006 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения", ГОСТ Р53626-2009 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения", СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
  33. --------------------------------
    <1> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции).

  34. <2> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19682).
  35. <3> СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993).
  36. <4> Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный N 19676).
  37. 1.3. Область применения Рекомендаций
  38. Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы всеми образовательными учреждениями, реализующими программы основного общего образования, органами, осуществляющими управление в сфере образования, методическими службами при лицензировании образовательных учреждений, формировании государственных (муниципальных) заданий, проектировании программ развития образования различных уровней, разработке программ (графиков, дорожных карт) введения ФГОС, разработчиками и производителями продукции для сферы образования и др. Рекомендации могут быть также использованы при разработке новых видов оснащения и оборудования образовательного процесса.
  39. 2. Комплектно-модульное построение оснащения общеобразовательного учреждения
  40. Оснащение образовательного учреждения строится по принципу конструктора, который предоставляет возможность использовать как весь набор оборудования, так и отдельные его составляющие.
  41. Уровень оснащения обеспечивается соответствующим набором комплектов, модулей, отдельных составляющих комплектов и модулей.
  42. Уровень и особенности оснащения образовательного учреждения определяются в соответствии с целевыми установками и особенностями основной образовательной программы образовательного учреждения, сформированной на основе запросов участников образовательного процесса, а также социально-педагогическими условиями населенного пункта, муниципального образования и т.д.
  43. Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:
  44. 1) общешкольное оснащение;
  45. 2) оснащение предметных кабинетов;
  46. 3) оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.
  47. Каждый из комплектов может включать несколько модулей: технические средства обучения, лабораторное оборудование, наглядные средства обучения, информационно-методическую поддержку педагогического работника. Модуль информационно-методической поддержки педагогического работника содержит инструктивно-методические материалы, программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе.
  48. Технические средства обучения содержат модули, отражающие функциональную, технологическую, организационную специфику и направленность и обеспечивающие согласованность их совместного использования, а также взаимодействие и согласованность с другой учебной техникой в образовательном процессе.
  49. Лабораторное и демонстрационное оборудование включают предметно-тематические модули и модули оборудования общего назначения, также отражающие специфику учебного предмета.
  50. Учебное оборудование, включенное в комплекты для основной ступени общего образования, должно обеспечить возможность проведения таких трех форм экспериментов, соответствующих требованиям к результатам освоения основных образовательных программ и примерным программам учебных предметов, как: демонстрационный эксперимент, фронтальный лабораторный эксперимент и эксперимент (групповой, индивидуальный) в рамках внеурочной проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также технического творчества и моделирования.
  51. 3. Оснащение общеобразовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования
  52. 3.1. Оснащение образовательного учреждения должно формироваться на основе следующих принципов:
  53. - соответствие требованиям ФГОС ООО, обеспечение преемственности с оснащением для начального общего образования;
  54. - учет возрастных психолого-педагогических особенностей обучающихся;
  55. - необходимость и достаточность оснащения образовательного процесса для полной реализации основных образовательных программ основного общего образования, в том числе - части, формируемой участниками образовательного процесса;
  56. - универсальность - возможность применения одного и того же учебного оборудования для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;
  57. - комплектность и модульность, позволяющие реализовать различные основные образовательные программы с учетом реальных особенностей образовательных учреждений и основных образовательных программ, различных рабочих программ и учебно-методических комплексов, направлений внеурочной деятельности, а также потребностей участников образовательного процесса;
  58. - обеспечение эргономичного режима работы участников образовательного процесса;
  59. - согласованность совместного использования (содержательная, функциональная, технологическая, программная и пр.);
  60. - соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим требованиям, требованиям пожарной и электробезопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений.
  61. 3.2. Совокупность комплектов оснащения должна обеспечивать возможность:
  62. - функционирования соответствующей требованиям ФГОС ООО информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
  63. - реализации в полном объеме основных образовательных программ основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся;
  64. - использования современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
  65. - активного применения образовательных информационно-коммуникационных технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий);
  66. - безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов;
  67. - в электронной форме:
  68. - управлять образовательным процессом;
  69. - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  70. - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
  71. - создавать, обрабатывать и редактировать звук;
  72. - создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;
  73. - индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;
  74. - работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;
  75. - визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);
  76. - размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы образовательного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками образовательного учебного процесса информационные ресурсы);
  77. - проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;
  78. - проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
  79. - осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
  80. - осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.
  81. Среда деятельности учителя и учащегося должна обеспечивать возможность:
  82. - строить динамические компьютерные модели объектов и процессов;
  83. - проводить виртуальные эксперименты и анализ полученных при этом результатов;
  84. - анализировать зависимость поведения рассматриваемого объекта от его параметров, начальных и граничных условий;
  85. - выдвигать гипотезы, объясняющие ход исследуемых процессов;
  86. - сравнивать виртуальные процессы с наблюдаемыми в реальном эксперименте и с математическими моделями процессов.
  87. 3.3. На поставляемые комплекты оснащения или отдельные его элементы (далее - оборудование) поставщиком должна предоставляться гарантия, срок действия которой не может составлять менее трех лет и не может быть менее срока действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования. Сервисное обслуживание и ремонтные работы поставляемого оборудования должны осуществляться в регионах его поставки. Информация о сервисных центрах в регионах поставки оборудования должна входить в сопроводительную документацию к каждой единице или комплекту оборудования. Поставщики должны обеспечивать обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования, функционирование службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.
  88. 4. Общешкольное оснащение
  89. К общешкольному оснащению относится оборудование, не закрепленное за предметными кабинетами, использующееся в многопредметных и надпредметных проектах, создании единой информационной сети и управлении образовательным учреждением и пр. К данному оборудованию в большей степени относятся средства ИКТ, позволяющие производить сбор, хранение, обработку информации, а также обеспечивать ее представление, распространение и управление. Такое оборудование многофункционально, интегративно, оно используется для различных видов урочной и внеурочной деятельности, для торжественных актов школы, на межшкольных семинарах, для работы с родителями и общественностью. Оно может быть размещено также в помещениях для самостоятельной работы обучающихся после уроков (медиатека, читальный зал библиотеки и т.д.). Это может быть комплект мобильного оборудования - ноутбуки, проекторы, организованные в виде передвижных многофункциональных компьютерных классов, автоматизированных рабочих мест педагогов-предметников, обучающихся (с учетом возможностей передвижения в пределах одного этажа, двух и более этажей при наличии лифтового хозяйства).
  90. ФГОС ООО предъявляет требования к наличию информационно-образовательной среды, обеспечивающей планирование и фиксацию образовательного процесса, размещение работ учителей и учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса. Соответствующее оснащение предполагает наличие школьного сервера, рабочих мест представителей администрации школы, педагогов, обучающихся, возможности интеграции их в Интернет.
  91. 5. Общие рекомендации по оснащению учебных кабинетов для основной ступени общего образования
  92. Оснащение учебных кабинетов должно обеспечиваться оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся, а также набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса. Автоматизированное рабочее место (АРМ) включает не только собственно компьютерное рабочее место, но и специализированное цифровое оборудование, а также программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия, позволяющие педагогу и обучающимся наиболее полно реализовать профессиональные и образовательные потребности.
  93. Цифровые измерительные приборы существенно расширяют эффективность школьных лабораторных работ, как активной формы образовательного процесса, дают новые возможности для проектной деятельности. В области естественных наук расширение указанных возможностей обеспечивается, в частности, использованием цифровых инструментов измерения и обработки данных, в математике - использованием виртуальных лабораторий, в ряде других предметов - возможностью фиксации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ. В виртуальных лабораториях учащиеся могут провести и демонстрационные опыты учителя и значительное число других экспериментов.
  94. Потребность использования АРМ обучающихся при изучении различных предметных областей определяет организационную модификацию данного комплекта: организация стационарных автоматизированных рабочих мест обучающихся либо комплект общешкольного оснащения.
  95. Традиционные средства обучения по предметным областям должны содержать различные средства наглядности, а также лабораторное и демонстрационное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и пр.
  96. Традиционные средства обучения используются самостоятельно, а также совместно со средствами ИКТ и повышают их функциональность и эффективность использования в образовательном процессе.
  97. Рекомендуемое оснащение учебных кабинетов для основной
  98. ступени общего образования
  99. N
    п/п
    
    Наименование
    модуля
    
    Состав и
    предназначение
    оборудования,
    входящего в модуль
    
    Количественный состав
    автоматизированного
    рабочего места
    
    педагога
    
    обучающихся
    
    1
    
    2
    
    3
    
    4
    
    5
    
    1.
    
    Модуль: технические средства обучения
    
    1.1.
    
    Специализированный
    программно-
    аппаратный
    комплекс   педагога
    (СПАК)
    
    СПАК         является
    составной      частью
    информационно-
    образовательной среды
    образовательного
    учреждения,
    обеспечивает  решение
    профессиональных
    задач   педагога    с
    применением
    информационно-
    коммуникационных
    технологий     (ИКТ).
    СПАК           должен
    обеспечивать  сетевое
    взаимодействие   всех
    участников
    образовательного
    процесса.         Все
    технические  средства
    СПАК   должны    быть
    скоммутированы  между
    собой
    
    1 ед.
    
    x
    
    СПАК включает:
    
    1.  Персональный  или
    мобильный   компьютер
    (ноутбук)           с
    предустановленным
    программным
    обеспечением
    
    1 ед.
    
    x
    
    2.      Интерактивное
    оборудование
    
    1 ед.
    
    x
    
    2.1.    Интерактивная
    доска
    
    2.2.         Проектор
    мультимедийный
    
    2.3.     Визуализатор
    цифровой
    3.  Оборудование  для
    тестирования качества
    знаний обучающихся
    4.      Копировально-
    множительная техника
    4.1.        Печатное,
    копировальное,
    сканирующие
    устройства (отдельные
    элементы или  в  виде
    многофункционального
    устройства,         в
    соответствии с целями
    и            задачами
    использования
    оборудования        в
    образовательном
    процессе)
    5.             Прочее
    оборудование
    Аппаратное          и
    программное
    обеспечение
    компьютера     должно
    обеспечивать:
    управление    учебным
    процессом; создание и
    редактирование
    электронных   таблиц,
    текстов             и
    презентаций;
    создание, обработку и
    редактирование звука;
    создание, обработку и
    редактирование
    растровых,  векторных
    и   видеоизображений;
    создание            и
    редактирование
    интерактивных учебных
    материалов,
    образовательных
    ресурсов,  творческих
    работ со статическими
    и       динамическими
    графическими        и
    текстовыми объектами;
    работу              с
    геоинформационными
    системами,
    картографической
    информацией,  планами
    объектов и местности;
    визуализирование
    исторических   данных
    (создание       ленты
    времени    и    др.);
    возможность
    размещения,
    систематизирования  и
    хранения
    (накапливания)
    материалов
    образовательного
    процесса;  проведение
    мониторинга         и
    фиксацию         хода
    учебного  процесса  и
    результатов  освоения
    основной
    образовательной
    программы      общего
    образования;
    проведение  различных
    видов и форм контроля
    знаний,   умений    и
    навыков,
    осуществление
    адаптивной
    (дифференцированной)
    подготовки          к
    государственной
    (итоговой)
    аттестации;
    осуществление
    взаимодействия  между
    участниками  учебного
    процесса, в том числе
    дистанционное
    (посредством
    локальных           и
    глобальных    сетей),
    использование данных,
    формируемых  в   ходе
    учебного процесса для
    решения         задач
    управления
    образовательной
    деятельностью;
    возможность
    безопасного доступа к
    печатным            и
    электронным
    образовательным
    ресурсам    и     пр.
    Программное
    обеспечение
    компьютеров  педагога
    и обучающихся  должно
    иметь      одинаковый
    интерфейс.
    Интерактивное
    оборудование
    предназначено     для
    визуализации учебного
    материала,
    полученного         с
    цифровых и нецифровых
    носителей,         на
    интерактивном экране,
    сохранения
    результатов
    образовательного
    процесса            и
    образовательных
    достижений   (в   том
    числе    формирование
    портфолио)
    обучающихся.
    Копировально-
    множительная  техника
    предназначена     для
    тиражирования
    учебного   материала,
    сохранения в цифровом
    формате   результатов
    образовательного
    процесса            и
    образовательных
    достижений
    (формирование
    портфолио)
    обучающихся.
    Прочее   оборудование
    включает    фото-   и
    (или) видеотехнику,
    гарнитуру, устройства
    для        коммутации
    оборудования
    
    1 ед.
    1 ед.
    1 ед.
    1 компл.
    
    x
    x
    x
    x
    
    1.2.
    
    Специализированный
    программно-
    аппаратный
    комплекс
    обучающихся (СПАК)
    
    СПАК         является
    составной      частью
    информационно-
    образовательной среды
    образовательного
    учреждения,
    обеспечивает  решение
    учебно-познавательных
    задач  обучающихся  с
    применением
    информационно-
    коммуникационных
    технологий     (ИКТ).
    СПАК           должен
    обеспечивать  сетевое
    взаимодействие   всех
    участников
    образовательного
    процесса.         Все
    технические средства
    СПАК   должны    быть
    скоммутированы  между
    собой.
    СПАК включает:
    1.  Персональный  или
    мобильный   компьютер
    (ноутбук)           с
    предустановленным
    программным
    обеспечением.
    2.             Прочее
    оборудование.
    Аппаратное          и
    программное
    обеспечение
    компьютера     должно
    обеспечивать:
    управление    учебным
    процессом; создание и
    редактирование
    электронных   таблиц,
    текстов             и
    презентаций;
    создание, обработку и
    редактирование звука;
    создание, обработку и
    редактирование
    растровых,  векторных
    и   видеоизображений;
    создание            и
    редактирование
    интерактивных учебных
    материалов,
    образовательных
    ресурсов,  творческих
    работ со статическими
    и       динамическими
    графическими        и
    текстовыми объектами;
    работу              с
    геоинформационными
    системами,
    картографической
    информацией,  планами
    объектов и местности;
    визуализирование
    исторических   данных
    (создание       ленты
    времени    и    др.);
    возможность
    размещения,
    систематизирования  и
    хранения
    (накапливания)
    материалов
    образовательного
    процесса;  проведение
    мониторинга         и
    фиксацию         хода
    учебного  процесса  и
    результатов  освоения
    основной
    образовательной
    программы      общего
    образования;
    проведение  различных
    видов и форм контроля
    знаний,   умений    и
    навыков,
    осуществление
    адаптивной
    (дифференцированной)
    подготовки          к
    государственной
    (итоговой)
    аттестации;
    осуществление
    взаимодействия  между
    участниками  учебного
    процесса, в том числе
    дистанционное
    (посредством
    локальных           и
    глобальных     сетей)
    использование данных,
    формируемых  в   ходе
    учебного    процесса,
    для   решения   задач
    управления
    образовательной
    деятельностью;
    возможность
    безопасного доступа к
    печатным            и
    электронным
    образовательным
    ресурсам    и     пр.
    Программное
    обеспечение
    компьютеров  педагога
    и обучающихся  должно
    иметь      одинаковый
    интерфейс.
    Прочее   оборудование
    включает    фото-   и
    (или) видеотехнику,
    гарнитуры,       веб-
    камеры,   графические
    планшеты,  устройства
    для        коммутации
    оборудования,
    устройства        для
    организации локальной
    беспроводной  сети  и
    пр.
    
    x
    x
    
    1 ед.
    на 1 чел.
    1 компл.
    
    1.3.
    
    Универсальная
    платформа       для
    перемещения,
    хранения          и
    подзарядки
    портативных
    компьютеров,
    прочего    учебного
    оборудования
    
    Универсальная
    платформа
    обеспечивает
    межпредметное
    (межкабинетное)
    использование
    оборудования
    
    1 ед.
    
    2.
    
    Модуль: лабораторное и демонстрационное оборудование
    
    2.1.
    
    Обучающая  цифровая
    лабораторная
    учебная техника
    
    Может            быть
    представлена  в  виде
    полнофункционального
    мобильного   и  (или)
    стационарного
    лабораторного
    комплекса
    (комплексов),
    предназначенного  для
    организации  учебной,
    учебно-
    исследовательской   и
    проектной
    деятельности,     для
    формирования        у
    обучающихся   навыков
    цифрового   измерения
    результатов
    проведения   натурных
    экспериментов       в
    пределах     учебного
    помещения и вне его.
    Обучающая    цифровая
    лабораторная  учебная
    техника включает:
    1. Комплект цифрового
    измерительного
    оборудования      для
    проведения
    естественнонаучных
    экспериментов.
    2.           Цифровой
    микроскоп.
    3.           Комплект
    лабораторных приборов
    и       инструментов,
    микропрепаратов     и
    пр.,   обеспечивающих
    корректную постановку
    экспериментов,
    наблюдений, опытов  с
    использованием
    цифровой лабораторной
    учебной техники
    
    один
    комплект
    демонстраци-
    онного обо-
    рудования
    
    по     одному
    комплекту
    оборудования
    на  4   -   6
    чел.
    
    2.2.
    
    Обучающая
    традиционная
    лабораторная
    учебная техника
    
    Может            быть
    представлена наборами
    традиционных
    лабораторных
    приборов,
    используемых
    обучающимися      при
    постановке
    экспериментов,
    наблюдений, опытов по
    программам    учебных
    предметов           и
    внеурочной
    деятельности
    
    один
    комплект
    демонстра-
    ционного
    оборудования
    
    по     одному
    комплекту
    оборудования
    на  4   -   6
    чел.
    
    2.3.
    
    Учебная     техника
    для       отработки
    практических
    действий          и
    навыков,
    проектирования и
    конструирования
    
    Может            быть
    представлена наборами
    конструкторов,
    робототехники,
    тренажерами  и   пр.,
    предназначенными  для
    моделирования,
    технического
    творчества          и
    проектной
    деятельности,
    отработки
    практических  навыков
    в             области
    безопасности
    жизнедеятельности,
    трудовых  навыков   и
    пр.
    
    X
    
    по     одному
    комплекту
    оборудования
    на  4   -   6
    чел.
    
    3.
    
    Модуль: наглядные пособия по предметам
    
    3.1.
    
    Наглядные   пособия
    по предметам
    
    Могут            быть
    представлены  учебной
    техникой,
    обеспечивающей
    визуально-звуковое
    представление объекта
    изучения.
    Наглядные пособия  по
    предметам включают:
    электронные
    образовательные
    ресурсы   (ЭОР),    а
    также   традиционные:
    объемные  пособия   -
    макеты,       модели,
    слепки,       муляжи,
    глобусы    и    т.д.;
    плоскостные пособия -
    таблицы,     картины,
    фотографии,    карты,
    схемы, чертежи и т.п.
    
    один
    комплект
    демонстраци-
    онного
    оборудования
    
    по     одному
    комплекту
    оборудования
    на     одного
    или    группу
    обучающихся
    
    4.
    
    Модуль: информационно-методическая поддержка
    педагогического работника
    
    4.1.
    
    Методические
    материалы       для
    педагогического
    работника        по
    использованию
    комплекта
    или       отдельных
    компонентов
    комплекта         в
    образовательном
    процессе
    
    Материалы      должны
    содержать руководство
    пользователя       по
    подключению,  наладке
    комплекта         или
    отдельных     модулей
    комплекта,   описание
    конструктивных
    особенностей        и
    технологии работы
    с      оборудованием,
    примеры  практической
    работы              с
    оборудованием,
    описание      порядка
    постановки
    экспериментов       с
    использованием
    оборудования и пр.
    
    4.2.
    
    Программы  (модули,
    курсы)    повышения
    квалификации
    педагогических
    работников       по
    использованию
    комплекта       или
    отдельных
    компонентов
    комплекта         в
    образовательном
    процессе
    
    Разработанные
    программы    (модули,
    курсы) могут являться
    частью       программ
    повышения
    квалификации,
    обеспечивающих      в
    соответствии        с
    требованиями ФГОС ООО
    непрерывность
    профессионального
    развития
    педагогических
    работников
    образовательного
    учреждения, в  объеме
    не менее 108 часов  и
    не реже одного раза в
    пять лет
    
  100. 6. Оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной
  101. деятельности обучающихся, в том числе моделирование,
  102. техническое творчество и проектную деятельность
  103. Внеурочная деятельность обучающихся, в том числе моделирование, техническое творчество и проектная деятельность, может быть организована с использованием учебной техники учебных кабинетов с повышенным уровнем оснащения, а также на базе специально созданных и оснащенных на повышенном уровне лабораторий, мастерских, помещений для технического творчества и моделирования, предусмотренных требованиями ФГОС ООО.
  104. Повышенный уровень оснащения образовательного процесса требует создания дополнительного специализированного модуля, при работе с которым деятельность школьников будет носить преимущественно исследовательский характер с использованием расширенного набора цифрового измерительного оборудования, оборудования для изучения альтернативных источников энергии, а также программного обеспечения, современных нанотехнологий и робототехники. Инструментальная среда для моделирования должна представлять собой инструментарий для практикума (виртуальный компьютерный конструктор, максимально приспособленный для использования в учебных целях). Она должна являться проектной средой, предназначенной для создания моделей различных явлений, проведения численных экспериментов.
  105. При организации деятельности обучающихся должны использоваться новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные библиотеки, которые включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики.
  106. Деятельность обучающихся должна быть обеспечена необходимыми расходными материалами.

Предыдущая новость - Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года № 148

Следующая новость - Разъяснение ФАС от 01 ноября 2011 года