Письмо Минфина РФ от 02 ноября 2011 года № 03-03-06/2/166
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- В соответствии с условиями кредитных договоров банк осуществлял взимание с текущих счетов заемщиков - физических лиц на периодической основе (ежемесячно, ежеквартально) комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Банк учитывал данные комиссии в составе доходов в целях исчисления налога на прибыль.
- В соответствии с решением суда взимание банком комиссий за открытие и ведение ссудного счета с заемщиков - физических лиц было признано незаконным и нарушающим положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя".
- Суд обязал банк вернуть заемщикам - физическим лицам данные комиссии, необоснованно взысканные банком по кредитным договорам.
- Вправе ли банк для целей исчисления налога на прибыль учесть в расходах сумму возвращенных заемщикам - физическим лицам по решению суда комиссий за открытие и ведение ссудного счета, ранее учтенных в составе доходов?
- Вправе ли банк учесть в расходах сумму комиссий, начисленных в налоговом учете в составе доходов и уплаченных заемщиками - физическими лицами за период с даты подачи искового заявления данными заемщиками до даты вступления в силу решения суда или не признанных к возврату судом?
- Вправе ли банк не производить начисление в составе доходов комиссий за открытие и ведение ссудного счета за период с даты вступления в силу решения суда до окончания действия кредитных договоров с данными заемщиками - физическими лицами?
- В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
- Возникает ли у заемщиков - физических лиц экономическая или материальная выгода, подлежащая обложению НДФЛ, в случае:
- - возврата банком по решению суда комиссий за открытие и ведение ссудного счета, уплаченных заемщиками - физическими лицами;
- - возврата банком комиссий за открытие и ведение ссудного счета, уплаченных заемщиками за период с даты подачи искового заявления данными заемщиками до даты вступления в силу решения суда или не признанных к возврату судом;
- - невзимания банком с заемщиков данных комиссий, признанных судом неправомерными, с даты вступления в силу решения суда до даты окончания действия кредитных договоров?
- Следует ли банку исполнять обязанности налогового агента, если в вышеуказанных случаях возникает объект налогообложения по НДФЛ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
- По налогу на прибыль организаций
- Статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
- При этом в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
- Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
- При этом также установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
- Статьей 180 ГК РФ предусмотрено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
- В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2009 N 8274/09, от 02.03.2010 N 7171/09, действия банка по открытию и ведению ссудного счета не являются самостоятельной банковской услугой. Указанный вид комиссии нормами ГК РФ, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрен, следовательно, включение в договор условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета нарушает права потребителей.
- Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
- При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 7171/09 указывается на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
- Учитывая изложенное, условие договора кредита, заключенного банком с физическим лицом, предусматривающее взимание комиссии за ведение и обслуживание ссудного счета, является недействительным на основании ст. 168 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Закона N 2300-1.
- В связи с этим основания для взимания комиссий за открытие и ведение ссудного счета и отражения таких комиссий в доходах для целей налогообложения прибыли организаций, по мнению Департамента, отсутствуют.
- При этом при возврате суммы комиссий заемщику, в случае если данные суммы были отражены в доходах в предыдущих отчетных (налоговых) периодах, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
- По налогу на доходы физических лиц
- Как указывается в рассматриваемом письме, решением суда были признаны недействительными положения договора, предусматривающие взимание банком комиссии за открытие и ведение ссудного счета. В связи с этим на основании решения суда с банка в пользу физического лица - его клиента взысканы суммы уплаченной физическим лицом комиссии за ведение счета. При этом некоторые комиссии, взимаемые банком, не были признаны судом к возврату.
- Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
- В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
- Суммы комиссии за открытие и ведение счета, предусмотренные договором и возвращенные банком в соответствии с решением суда, не являются экономической выгодой (доходом) физического лица, поскольку физическому лицу возвращаются его собственные денежные средства, неправомерно удержанные банком.
- Указанные суммы комиссии за открытие и ведение ссудного счета, возвращенные банком физическому лицу на основании решения суда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
- Если суммы комиссий, признанные судом неправомерными, не взимаются с даты вступления в силу решения суда до даты окончания действия кредитных договоров, доходов (экономической выгоды) у заемщиков не возникает.
- Обязанностей налогового агента при выплате доходов, не подлежащих обложению, у банка не возникает.
- При получении налогоплательщиком от банка доходов, подлежащих налогообложению, банк, на основании п. 1 ст. 24 и ст. 226 НК РФ, признается налоговым агентом и обязан исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 НК РФ.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 02.11.2011