» » » Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2011 года № 03-01-07

Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2011 года № 03-01-07


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 28 ноября 2011 года № 03-01-07/5-14
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. О порядке представления с 1 января 2012 г. налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках и информации о методах, использованных при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица; об использовании показателей рентабельности при применении методов определения доходов, в частности метода сопоставимой рентабельности; об информации, которую использует федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок взаимозависимыми лицами; о порядке применения затратного метода, в частности, в отношении трансграничной сделки.
  3. Ответ:
  4. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл. 14.3 и 14.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступающих в силу с 1 января 2012 г., и сообщает следующее.
  5. 1. Согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки.
  6. В уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган, указывается информация, предусмотренная п. 3 ст. 105.16 Кодекса. Раскрытие информации об использованных методах, предусмотренных гл. 14.3 Кодекса, в уведомлении о контролируемых сделках указанным пунктом не предусмотрено.
  7. Документация, содержащая вышеуказанную информацию, может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, в порядке, установленном ст. 105.15 Кодекса.
  8. Таким образом, Кодексом не предусмотрено предварительное декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.
  9. Согласно п. 5 ст. 105.17 Кодекса применение иного метода (комбинации методов) при проведении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
  10. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разд. V.1 Кодекса.
  11. 2. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 105.15 Кодекса в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных гл. 14.3 Кодекса, налогоплательщик представляет по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники информации).
  12. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 105.15 Кодекса предусмотрено, что в целях налогового контроля налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.
  13. При этом согласно п. 6 ст. 105.15 Кодекса детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
  14. 3. При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, установленном ст. ст. 105.10 - 105.13 Кодекса, показатели рентабельности, предусмотренные п. 1 ст. 105.8 Кодекса.
  15. Вместе с тем при применении метода сопоставимой рентабельности Кодексом предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения (пп. 5 п. 3 ст. 105.12 Кодекса).
  16. Кроме того, при выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности.
  17. 4. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную п. 1 ст. 105.6 Кодекса.
  18. При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в п. 1 ст. 105.6 Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную п. 2 указанной статьи.
  19. В рассматриваемом случае представляется возможным использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.
  20. 5. В соответствии с п. 1 ст. 105.11 Кодекса затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном ст. 105.8 Кодекса.
  21. При использовании данного метода согласно п. п. 4 и 5 ст. 105.11 Кодекса следует использовать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров (работ, услуг). При этом фактическая себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.
  22. По нашему мнению, в случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка (т.е. сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях), следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода.
  23. Так, согласно п. 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27.06.1995 (далее - Руководство ОЭСР) уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.
  24. В п. 2.45 Руководства ОЭСР отмечается особая важность учета при использовании метода различий в уровне и виде расходов: операционных и неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, - связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками. Учет таких различий заключается в следующем:
  25. - если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении затратного метода;
  26. - если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых методом функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;
  27. - если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.
  28. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  29. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  30. И.В.Трунин
  31. 28.11.2011

Предыдущая новость - Об итогах проведения Европейской недели иммунизации в Российской Федерации в 2011 году и планах на 2012 год

Следующая новость - Письмо Минфина РФ N 02-03-09