Письмо Минфина РФ от 03 ноября 2011 года № 03-07-11/297
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Между ОАО и кредитными учреждениями (банками) заключаются договоры на расчетно-кассовое обслуживание, при этом банки отказывают в ежедневном предоставлении выписки с лицевого счета на бумажном носителе.
- Пунктом 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что первичные учетные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания на то, что подтверждающие документы должны быть составлены только на бумажных носителях.
- Поскольку нормы НК РФ не содержат понятие, обязательные требования и порядок предоставления выписки банка, в силу ст. 11 НК РФ применяется банковское законодательство, в котором устанавливается понятие выписки банка или иное аналогичное понятие, основные обязательные реквизиты, порядок ее выдачи (Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 26.03.2007 N 302-П (далее - Правила)).
- Согласно п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил учет всех банковских операций производится по лицевым счетам, открываемым на каждого клиента банка, которым присваиваются определенные номера, позволяющие однозначно определять принадлежность лицевого счета конкретному клиенту, а также целевое назначение счета (расчетный, текущий, транзитный и другие виды лицевых счетов). Лицевые счета печатаются по установленным формам в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии банка, а второй является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Выписка из лицевого счета выдается клиенту на бумажных носителях в порядке и сроки, указанные в карточке с образцами подписей.
- Однако о поступлении либо перечислении оплаты можно говорить лишь тогда, когда денежные средства зачислены на расчетный счет продавца. Соответственно, документом, подтверждающим движение денежных средств организации, будет являться банковская выписка.
- Таким образом, с учетом положений п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил необходимо представлять по запросам налоговых органов выписку с лицевого счета, выданную банком клиенту-налогоплательщику на бумажном носителе, со всеми правильно заполненными реквизитами, указанными в Правилах, а также со штампом банка, подтверждающим ее действительность, в которой будут содержаться операции по движению на счете налогоплательщика денежных средств.
- В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, а также уплаченные с авансов. Вычеты производятся на основании документов, подтверждающих оплату. Кроме того, для подтверждения произведенных расходов при исчислении налога на прибыль также могут потребоваться документы, подтверждающие оплату.
- Вправе ли налогоплательщики, применяющие электронный документооборот, использовать электронную систему документооборота в целях признания электронных документов равнозначными документам на бумажном носителе? Может ли банковская выписка, оформленная в электронном виде, являться документом, подтверждающим осуществленные налогоплательщиком расходы при исчислении налога на прибыль, а также налоговые вычеты по НДС?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о возможности использования банковской выписки, оформленной в электронном виде, для подтверждения налогоплательщиком расходов в целях налога на прибыль организаций и вычетов по налогу на добавленную стоимость и сообщает следующее.
- Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 указанного Федерального закона. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
- Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
- Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
- Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы и вычеты по налогу на добавленную стоимость, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
- В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
- Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
- Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 03.11.2011