Письмо Минфина РФ от 28 февраля 2012 года № 03-03-06/1/106
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Российская организация (далее - подрядчик) заключила прямой договор сроком на 15 месяцев с иностранной организацией (далее - заказчик), зарегистрированной на территории Республики Сербии. Предметом договора является осуществление проектных, монтажных и пусконаладочных работ на объекте, расположенном на территории Республики Сербии. В целях осуществления указанных работ подрядчик открыл филиал в Республике Сербии. Филиал заключил договоры с сербскими организациями (далее - субподрядчики) на проведение субподрядных работ по месту нахождения объекта.
- 1. Вправе ли подрядчик в целях налога на прибыль учесть расходы его филиала на проведение субподрядных работ при условии их документального подтверждения?
- 2. Филиал подрядчика учитывает доходы и расходы в иностранной валюте (динарах). На какую дату осуществляется пересчет динар в рубли в целях исчисления подрядчиком налога на прибыль?
- 3. В каком порядке подрядчик вправе зачесть сумму налога, аналогичную налогу на прибыль, уплаченную его филиалом на территории Республики Сербии, в целях избежания двойного налогообложения и какие документы необходимо представить в налоговый орган в данном случае?
- 4. Первичные документы субподрядчиков являются документальным подтверждением расходов подрядчика и филиала подрядчика. Вправе ли подрядчик хранить указанные документы по месту своего нахождения, а в случае необходимости представлять в налоговые органы РФ копии указанных документов для целей подтверждения обоснованности расходов? Если это правомерно, то каким способом должны быть заверены данные копии?
- 5. Возникает ли обязанность у подрядчика исчислить и уплатить НДС в отношении доходов, полученных от осуществления заказчиком проектных, монтажных и пусконаладочных работ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов и расходов российской организации, полученных (понесенных) в связи с деятельностью на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
- 1. В соответствии с положениями ст. 311 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
- Налоговый учет доходов, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и расходов, произведенных в связи с их получением, ведется организацией в общеустановленном гл. 25 Кодекса порядке.
- При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса, вне зависимости от правил определения расходов, применяемых в иностранном государстве.
- Такие расходы, согласно ст. 252 Кодекса, должны быть обоснованны, т.е. должны являться экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме, а также подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.
- В первичных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства в отношении операций, осуществляемых на территории данного иностранного государства, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции. Такие документы в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", предусматривающими, что государственным языком Российской Федерации является русский язык, в установленном порядке должны быть переведены на русский язык.
- Таким образом, расходы российской организации, понесенные ею в связи с деятельностью в иностранном государстве, могут включаться в состав расходов российской организации, учитываемых при налогообложении прибыли, если таковые предусмотрены гл. 25 Кодекса и соответствуют установленным этой главой критериям.
- 2. Пунктом 3 ст. 248 Кодекса предусмотрено, что полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
- Пересчет доходов и расходов, выраженных в иностранной валюте, производится налогоплательщиком при методе начисления в соответствии со ст. ст. 271 и 272 Кодекса.
- 3. Статьей 311 Кодекса установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
- Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
- Таким образом, возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: (1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации и (2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.
- Пунктом 3 ст. 311 Кодекса предусмотрено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.
- В этом случае необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, применяется ставка налога на прибыль, предусмотренная российским законодательством. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.
- К зачету в Российской Федерации принимается наименьшая из указанных величин.
- В целях получения зачета налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее - Декларация), форма которой и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709 (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2004, регистрационный номер 5431).
- Расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных Декларации.
- 4. Порядок хранения первичных учетных документов регулируется ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными приказами Минфина России.
- Порядок представления документов при их истребовании налоговым органом установлен ст. 93 Кодекса.
- Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Ответ по вопросам применения налога на добавленную стоимость будет направлен дополнительно.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 28.02.2012