Письмо Минфина РФ от 24 февраля 2012 года № 03-02-07/1-42
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Иностранная организация (инжиниринговая компания) - налоговый резидент Швейцарии выполняет поставку и монтаж оборудования для завода, строительство которого ведется ООО в особой экономической зоне.
- При этом часть оборудования импортируется, а другая часть оборудования закупается швейцарской организацией в РФ у российской организации, которая обязана передать оборудование ООО (оборудование не будет пересекать границу таможенной территории РФ).
- Таким образом, ООО заплатит за ввозимое оборудование (внешнеторговая сделка) и за российское оборудование швейцарской организации.
- Монтаж оборудования будет осуществляться швейцарской организацией с привлечением российских субподрядчиков.
- Швейцарская организация не имеет филиала или постоянного представительства в РФ и не стоит на учете в налоговых органах.
- Возникают ли основания для постановки швейцарской организации на учет в налоговых органах РФ? Возникает ли у швейцарской организации обязанность уплачивать налог на прибыль в РФ?
- Ответ:
- В соответствии с письмом по вопросу о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления ее деятельности и об уплате налога на прибыль организаций Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России сообщает следующее.
- Наличие или отсутствие постоянного представительства в Российской Федерации иностранные организации определяют самостоятельно в соответствии со ст. ст. 306 и 308 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
- Согласно ст. 306 Кодекса деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:
- наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка);
- осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
- осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.
- При определении сроков начала и окончания существования строительной площадки для целей налогообложения в Российской Федерации необходимо учитывать положения ст. 308 Кодекса.
- Так, если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком (абз. 2 п. 2 ст. 308 Кодекса).
- Определение того, приводит ли деятельность швейцарской компании на территории Российской Федерации по монтажу оборудования к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, осуществляется исходя из норм Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.1995 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) и Кодекса с учетом договоров на оказание услуг по монтажу и других документов, свидетельствующих о характере и условиях соответствующей деятельности иностранной организации.
- Термин "постоянное представительство" согласно п. 1 ст. 5 Соглашения означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.
- В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения строительная площадка или сборочный или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.
- Таким образом, осуществление деятельности швейцарской компании на строительной площадке в Российской Федерации в течение периода, превышающего 12 месяцев, приводит к созданию постоянного представительства для целей налогообложения в Российской Федерации. В этом случае швейцарская компания будет являться плательщиком налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
- Одновременно следует отметить, что пп. "g" п. 4 ст. 5 Соглашения предусматривается, что независимо от предыдущих положений данной статьи выражение "постоянное представительство" не включает монтажный объект, осуществляемый предприятием одного Договаривающегося государства в другом Договаривающемся государстве в связи с поставкой машин или оборудования, производимых на данном предприятии.
- Учитывая, что швейцарской компанией будет осуществляться деятельность на территории Российской Федерации по поставке и монтажу оборудования, которое частично закупается в Российской Федерации, а частично импортируется (то есть данное оборудование не произведено самой швейцарской компанией), положения пп. "g" п. 4 ст. 5 Соглашения не применяются.
- Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.
- Указанные Особенности учета содержат исчерпывающий перечень оснований для постановки иностранных организаций на учет в налоговых органах Российской Федерации.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 24.02.2012