Письмо Минфина РФ от 29 февраля 2012 года № 03-07-06/47
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Об установлении цен на табачную продукцию, а также применении комбинированных ставок акцизов на табачную продукцию с учетом максимальных розничных цен.
- Ответ:
- Рассмотрев обращение по вопросам установления цен на табачную продукцию и применения акцизов, сообщаем следующее.
- В соответствии с Национальной стратегией по борьбе против табака на 2009 - 2014 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, предполагается осуществление комплекса налоговых мер, в том числе:
- увеличение ставок акцизов на табачные изделия, обеспечивающее повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия, при этом не приводящее к снижению налоговых сборов и стимулированию нелегальной торговли табачными изделиями;
- регулярный пересмотр ставок акцизов в сторону их увеличения темпами, опережающими уровень инфляции, с учетом покупательной способности потребителей;
- проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории Таможенного союза.
- Учитывая необходимость решения вышеизложенных задач, Основными направлениями налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусмотрено, что ставки акцизов на табачную продукцию должны индексироваться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами.
- Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2012 - 2014 гг. сохранен принцип индексации ставок акцизов на табачную продукцию более высокими темпами по отношению к другим видам подакцизных товаров. Так, в 2011 - 2013 гг. ежегодное увеличение размера адвалорной составляющей ставки акциза на сигареты, исчисляемой исходя из максимальных розничных цен, составит 0,5 процентных пункта, специфической составляющей ставки на сигареты с фильтром - в среднем на 31 процент, на сигареты без фильтра (папиросы) - в среднем на 57 процентов. Ставки акцизов на прочие табачные изделия в 2011 - 2013 гг. проиндексированы в среднем на 16 процентов по отношению к уровню предшествующего года.
- Кроме того, с 2012 г. для сигарет с фильтром, а также сигарет без фильтра и папирос предусматривается установление единой ставки акциза. Данная мера направлена на изменение структуры производства и потребления табачных изделий в части сокращения доли и последующего вытеснения с рынка наиболее опасных для здоровья сигарет без фильтра и папирос.
- По вопросу применения комбинированных ставок акцизов на табачную продукцию с учетом максимальных розничных цен необходимо отметить, что порядок исчисления адвалорной составляющей комбинированной ставки акциза в процентах от максимальной розничной цены введен с 1 января 2007 г. в целях устранения существовавших злоупотреблений в виде занижения предприятиями-производителями отпускных цен на сигареты и папиросы. Максимальные розничные цены предназначены для использования при исчислении акцизов.
- Исчисление акцизов на табачные изделия в зависимости от максимальных розничных цен позволяет обеспечить равную налоговую нагрузку на табачную продукцию, реализуемую как по высоким, так и по относительно низким ценам, а также стабильные поступления доходов от акцизов в федеральный бюджет даже в условиях снижения объема производства данных подакцизных товаров. Следует также принять во внимание, что использование максимальных розничных цен для исчисления акциза на табачные изделия практикуется во всех странах Европейского Союза.
- Собираемость акцизов на табачные изделия (соотношение начисленной суммы акциза и суммы акциза, поступившей в бюджет) составляет почти 100 процентов. При этом уровень нелегального оборота табачной продукции на территории Российской Федерации не превышает одного процента.
- Таким образом, изменение действующего порядка исчисления акцизов на табачную продукцию и отказ от использования максимальных розничных цен в настоящее время представляются нецелесообразными.
- Одновременно сообщаем, что вопрос введения минимальных розничных цен на табачную продукцию в качестве меры, направленной на повышение общего уровня цен на указанную продукцию, в настоящее время прорабатывается Минздравсоцразвития России в рамках подготовки проекта федерального закона "О защите здоровья населения от последствий потребления табака".
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- Н.А.Комова
- 29.02.2012