» » » Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2012 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2012 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2012 года № 03-03-06/2/36
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 301 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки, к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
  3. При этом в случае если организация квалифицирует своп-контракты как сделки ФИСС, независимо от результата, полученного по первой или второй части своп-контракта, полученные доходы и понесенные расходы по своп-контракту учитываются при определении налоговой базы по операциям с ФИСС (п. 7 ст. 304 НК РФ).
  4. В случае если организация квалифицирует своп-контракты как сделки на поставку базисного актива с отсрочкой исполнения, то налогообложение осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ для соответствующих базисных активов таких сделок (абз. 5 п. 2 ст. 301 НК РФ).
  5. Правомерно ли в целях налога на прибыль квалифицировать поставочные сделки своп с иностранной валютой, признаваемые производными финансовыми инструментами в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в качестве сделок на поставку базисного актива с отсрочкой исполнения, если данный порядок квалификации предусмотрен учетной политикой?
  6. Ответ:
  7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций по операциям, совершаемым в рамках своп-контракта, и сообщает следующее.
  8. В соответствии с п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
  9. Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в соответствии с указанным Федеральным законом.
  10. Пунктом 3.1 ст. 301 НК РФ предусмотрено, что сделка, которая заключается не на организованном рынке и условия которой предусматривают поставку базисного актива (в том числе ценных бумаг, иностранной валюты, товара), может быть квалифицирована в качестве финансового инструмента срочных сделок при условии, что поставка базисного актива в соответствии с условиями такой сделки должна быть осуществлена не ранее третьего дня после дня ее заключения.
  11. При этом п. 2 ст. 301 НК РФ налогоплательщику предоставлено право с учетом требований указанной статьи самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с финансовым инструментом срочных сделок либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки (за исключением операций хеджирования), к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
  12. Налогообложение сделок, квалифицированных как сделки на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения, осуществляется в порядке, предусмотренном НК РФ для соответствующих базисных активов таких сделок.
  13. Учитывая изложенное, поставочная сделка с отсрочкой исполнения не ранее третьего дня после дня ее заключения (включая сделки в рамках своп-контракта), условиями которой предусмотрено, что такая сделка является производным финансовым инструментом, на основании п. 2 ст. 301 НК РФ может быть признана для целей налогообложения прибыли организаций сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. При этом указанный порядок квалификации срочных сделок должен быть предусмотрен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
  14. Также сообщаем, что ст. 304 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
  15. В соответствии с п. 7 ст. 304 НК РФ полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-контракта учитываются при определении налоговой базы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
  16. Указанное положение п. 7 ст. 304 НК РФ распространяется на доходы и расходы по операциям, совершаемым налогоплательщиком в рамках своп-контракта (первой и второй части своп-контракта), признаваемого финансовым инструментом срочных сделок в порядке, предусмотренном ст. 301 НК РФ.
  17. Поставочные сделки в рамках своп-контракта, квалифицированного налогоплательщиком в соответствии с применяемой учетной политикой для целей налогообложения в качестве сделки с отсрочкой исполнения, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в порядке, предусмотренном положениями гл. 25 НК РФ для операций с соответствующими базисными активами.
  18. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  19. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  20. С.В.Разгулин
  21. 13.04.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 20 апреля 2012 года № 03-03-06

Следующая новость - О применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах