» » » Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 года № 03-03-06

Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 года № 03-03-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 11 мая 2012 года № 03-03-06/1/240
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. ОАО в соответствии с требованиями и в порядке, установленными ст. ст. 75, 76, 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, был осуществлен выкуп собственных акций ОАО, принадлежащих акционерам.
  3. Согласно п. 2 ст. 77, п. 3 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ для определения цены выкупа акционерным обществом у акционеров принадлежащих им акций является обязательным привлечение независимого оценщика.
  4. ОАО был привлечен независимый профессиональный оценщик, который составил отчет об определении рыночной стоимости акций ОАО. Указанный отчет оценщика имеет дату его утверждения генеральным директором организации, в которой осуществляет свою оценочную деятельность данный оценщик. Указанная дата является датой составления отчета независимого оценщика.
  5. Советом директоров ОАО на основании п. 3 ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ было принято решение об утверждении цены выкупа акций на основании указанного отчета независимого оценщика.
  6. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ ОАО были направлены акционерам сообщения о проведении общего собрания акционеров, а также о наличии у них права требовать выкупа акций по цене, определенной на основании отчета независимого оценщика.
  7. В пределах срока, установленного п. 3 ст. 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, акционерами ОАО были направлены в адрес ОАО требования о выкупе акций.
  8. Советом директоров ОАО после окончания срока на предъявление акционерами требований о выкупе акций был утвержден отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе акций, после утверждения которого ОАО были выплачены акционерам денежные средства за выкупленные акции.
  9. В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ договоры купли-продажи акций в письменном виде стороны не заключали.
  10. Таким образом, в соответствии со ст. ст. 75, 76, 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ при обязательном выкупе акций:
  11. - между акционерным обществом и акционерами не заключается договор купли-продажи акций в форме единого письменного документа;
  12. - установлен обязательный для акционерного общества порядок выкупа акций, принадлежащих акционеру;
  13. - установлена обязанность для акционерного общества по привлечению независимого оценщика для определения цены выкупа акций;
  14. - цена выкупа акций, определенная оценщиком, является окончательной и не может быть изменена сторонами.
  15. В п. 5 ст. 280 НК РФ установлено, что рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения признается фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
  16. При соблюдении налогоплательщиком порядка, изложенного в п. 5 ст. 280 НК РФ, фактическая цена реализации или иного выбытия ценных бумаг, находящаяся в соответствующем интервале цен, принимается для целей налогообложения в качестве рыночной цены.
  17. В случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг (п. 5 ст. 280 НК РФ).
  18. Порядок корректировки цены приобретения ценных бумаг при применении ст. 280 НК РФ предусмотрен тот же, что и для цены реализации ценных бумаг, то есть подлежит применению п. 5 ст. 280 НК РФ.
  19. В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ при определении рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, для целей налогообложения следует исходить из того, что в случае реализации такой ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора.
  20. Является ли для целей налогообложения налогом на прибыль при применении п. 5 ст. 280 НК РФ датой, на которую необходимо определять рыночную стоимость приобретения акций, выкупленных у акционеров (датой определения всех существенных условий передачи ценной бумаги), дата составления отчета независимого оценщика?
  21. Ответ:
  22. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами и сообщает следующее.
  23. В соответствии с п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
  24. Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях:
  25. реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п. 3 ст. 79 Закона N 208-ФЗ, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;
  26. внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
  27. Согласно п. 3 ст. 75 Закона N 208-ФЗ выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций.
  28. Согласно п. 5 ст. 76 Закона N 208-ФЗ выкуп обществом акций осуществляется по цене, указанной в сообщении о проведении общего собрания, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может в соответствии с Законом N 208-ФЗ повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций. Общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.
  29. Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами установлен ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
  30. В соответствии с п. 5 ст. 280 НК РФ в случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора. При этом одним из существенных условий выкупа акций у акционеров является определение цены выкупаемых акций.
  31. По мнению Департамента, если приобретение акций эмитентом осуществляется на основании их выкупа в случаях, предусмотренных ст. 75 Закона N 208-ФЗ, для целей определения налоговой базы используется цена, определенная независимым оценщиком в отчете об оценке ценной бумаги.
  32. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  33. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  34. С.В.Разгулин
  35. 11.05.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 30 мая 2012 года № 03-03-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 05 мая 2012 года № 03-04-05