» » » Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36

Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36


Российская Федерация
Письмо Росприроднадзора от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757
Принято
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования
  1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет актуализированные Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации), разработанные в 2011 году с целью исполнения поручений Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Трутнева Ю.П. (протоколы от 14.07.2011 N 01-15/50-пр, от 08.08.2011 N 01/1554-пр, от 15.08.2011 N 01-15/56-пр), для их применения на подведомственной территории.
  2. Электронная версия текста Рекомендаций размещена на официальном сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru) в подразделе "Методические документы" раздела "Документы".
  3. Замечания и предложения по совершенствованию Рекомендаций прошу направить до 01.09.2012 на адрес электронной почты: pronina@rpn.gov.ru или othod@rpn.gov.ru.
  4. В.В.КИРИЛЛОВ
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
Рекомендация
Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации 1. общие положения
  1. Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности федерального государственного экологического надзора (государственного надзора в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)) и предназначены для использования в деятельности территориальных органов Росприроднадзора.
  2. В настоящем документе используются следующие сокращения:
  3. БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
  4. ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
  5. ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ;
  6. ГОСТ 30772 - Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (подлежит обязательному применению в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в редакции Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О техническом регулировании";
  7. ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
  8. Закон N 131-ФЗ - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
  9. Закон N 7-ФЗ - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
  10. Закон N 33-ФЗ - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  11. Закон N 89-ФЗ - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
  12. Закон N 94-ФЗ - Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал";
  13. Закон N 191-ФЗ - Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
  14. ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;
  15. Инструкция N 160 - Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная приказом Минприроды России от 25.05.1994 N 160 (зарегистрировано в Минюсте России 16.06.1994 N 602);
  16. КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
  17. ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ;
  18. ТБО - твердые бытовые отходы;
  19. УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  20. УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.
  21. 2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  22. Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов <1>.
  23. --------------------------------
  24. <1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
  25. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле <1>.
  26. --------------------------------
  27. <1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
  28. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов <1>.
  29. --------------------------------
  30. <1> Ст. 1 Закона N 7-ФЗ.
  31. Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.) <1>. А равно: накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в непредусмотренных для этих целей местах <2>.
  32. --------------------------------
  33. <1> П. 2 Приложения 1 к Инструкции N 160.
  34. <2> П. 7 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404 .
  35. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв <1>.
  36. --------------------------------
  37. <1> П. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404 ; п. 1 Приложения N 1 к Инструкции N 160.
  38. Отходы потребления (включая твердые бытовые отходы) - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей <1>.
  39. --------------------------------
  40. <1> П. 3.12 ГОСТ 30772.
  41. Мусор - мелкие неоднородные сухие или влажные отходы <1>.
  42. --------------------------------
  43. <1> П. 3.47 ГОСТ 30772.
  44. Утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий <1>.
  45. --------------------------------
  46. <1> П. 5.38 ГОСТ 30772.
  47. Удаление отходов - сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения <1>.
  48. --------------------------------
  49. <1> П. 6.32 ГОСТ 30772.
  50. Санкционированные свалки - разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 <1> и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП <2>.
  51. --------------------------------
  52. <1> Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р "О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
  53. <2> П. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 N 190).
  54. Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов <1>. Размещение отходов запрещается на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека <2> (например, на берегах водохранилищ и в зонах периодического затопления, на территориях санитарной охраны источников питьевого водоснабжения); а также запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Кроме того, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <3>.
  55. --------------------------------
  56. <1> Письмо МПР России от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 "О временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации".
  57. <2> Ч. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ.
  58. <3> Ч. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ.
  59. Места несанкционированного размещения ТБО - свалки ТБО, эксплуатируемые без предусмотренной законодательством проектной и разрешительной документации (лицензии - в части деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности <1>), а также захламление земель ТБО, хранение и захоронение ТБО в не предназначенных для их размещения местах.
  60. --------------------------------
  61. <1> Ст. 9 Закона N 89-ФЗ; п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
  62. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ
  63. ТЕРРИТОРИЙ (РЕЙДОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ)
  64. Рейдовое мероприятие осуществляется в целях обнаружения нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО, а также выявления лиц, совершивших данные противоправные действия. Рейдовое мероприятие проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (начальника) территориального органа Росприроднадзора, в котором указывается населенный пункт и маршрут территории, подлежащей обследованию.
  65. При планировании обследования территории следует учитывать информацию, поступающую в Росприроднадзор и/или его территориальные органы от:
  66. граждан и организаций,
  67. средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет (в том числе содержащуюся в средствах массовой информации),
  68. федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации,
  69. органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
  70. органов местного самоуправления,
  71. правоохранительных органов,
  72. органов прокуратуры,
  73. от иных лиц, если полученная информация содержит сведения о нарушении требований природоохранного законодательства, повлекшего образование мест несанкционированного размещения ТБО.
  74. Также при планировании маршрута с целью обнаружения и ликвидации несанкционированных свалок ТБО особое внимание следует уделить территориям, имеющим специальный статус (исключительная экономическая зона <1>, Байкальская природная территория <2>, особо охраняемые природные территории <3> федерального значения и т.п.) и/или ограничения по режиму использования: водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, водосборные площади водных объектов, а также прилегающих к территориям особо охраняемых природных территорий участки земли и водного пространства, которые в силу законодательства являются охранными зонами с ограниченным режимом природопользования <4>.
  75. --------------------------------
  76. <1> Закон N 191-ФЗ.
  77. <2> Закон N 94-ФЗ.
  78. <3> Закон N 33-ФЗ.
  79. <4> Ч. 4 ст. 95 ЗК РФ; ч. 3 ст. 8 и ч. 7 ст. 12 Закона N 33-ФЗ.
  80. В границах водоохранных зон запрещается, в числе прочего, размещение мест захоронения отходов <1>. Выявленные правонарушения в данном случае могут квалифицироваться по ч. 2 ст. 8.12 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
  81. --------------------------------
  82. <1> П. 2 ч. 15 ст. 65 ВК РФ.
  83. Указанное ограничение распространяется и на территории водосборных площадей подземных водных объектов <1> и образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ.
  84. --------------------------------
  85. <1> Ч. 2 ст. 59 ВК РФ.
  86. Те же нарушения <1>, совершенные на островах, которые в силу законодательства Российской Федерации относятся к территориям в исключительной экономической зоне Российской Федерации <2>, квалифицируются по ст. 8.19 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений представлены в Приложении 2 .
  87. --------------------------------
  88. <1> Ст. 30 Закона N 191-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 "Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен".
  89. <2> Абзац 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 191-ФЗ.
  90. В целях методического руководства в ходе организации и проведения рейдовых мероприятий в работе государственных инспекторов по охране природы может применяться сводный перечень предусмотренных законодательством категорий земель по целевому назначению и видов вещных прав на земельные участки (Приложение 1) .
  91. Установление категории земель и правообладателей земельных участков может осуществляться на основании информации, внесенной в государственный кадастр недвижимости, который является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях <1>.
  92. --------------------------------
  93. <1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
  94. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом <1>.
  95. --------------------------------
  96. <1> Ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
  97. Кадастровые сведения о земельном участке, необходимые для производства по делу об административном правонарушении или решения вопроса о передаче материалов рейдового мероприятия по подведомственности, возможно получить, истребовав их у органа кадастрового учета.
  98. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) <1>. По субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета наделены федеральные государственные учреждения "Земельные кадастровые палаты, согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93.
  99. --------------------------------
  100. <1> П. 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии".
  101. Таким образом, соответствующие запросы необходимо направлять в кадастровые палаты по субъектам Российской Федерации.
  102. Запрашиваемые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана территории федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам предоставляются бесплатно <1> и в установленные сроки <2>: сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в течение пяти рабочих дней с даты получения запроса, а в виде кадастрового плана территории - в течение пятнадцати.
  103. --------------------------------
  104. <1> П. 1 ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
  105. <2> Ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
  106. Следует обратить внимание, что запросы в кадастровые палаты необходимо направлять в полном соответствии с установленным порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости <1>.
  107. --------------------------------
  108. <1> Приказ Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 N 75 "Об установлении порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости".
  109. Также информацию о земельных участках, в том числе о категории земель, правообладателях и т.д., внесенную в государственный кадастр недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возможно получить в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета Росреесстра (http://rosreestr.ru). Там же (на сайте) можно оставить и электронный запрос на получение информации.
  110. Возможны ситуации, когда обследуемый участок находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В таких случаях необходимо руководствоваться тем, что распоряжение такими земельными участками осуществляется соответствующими органами местного самоуправления <1>.
  111. --------------------------------
  112. <1> П. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
  113. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде <1>.
  114. --------------------------------
  115. <1> Ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации.
  116. Одна из целей охраны земель - предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности <1>. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления <2>. Конкретизация этого требования раскрывается в ст. 42 ЗК РФ.
  117. --------------------------------
  118. <1> П. 1 ч. 2 ст. 12 ЗК РФ.
  119. <2> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.
  120. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет <1>.
  121. --------------------------------
  122. <1> Ст. 76 ЗК РФ.
  123. Земли, нарушенные при складировании и захоронении бытовых и других отходов, подлежат рекультивации <1>.
  124. --------------------------------
  125. <1> П. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.
  126. При проведении рейдовых мероприятий необходимо принимать меры к выявлению фактов нарушений, их фиксации, а также сбору доказательств для компенсации вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в соответствии с требованиями статей 77 , 78 Закона N 7-ФЗ. Указанный вред подлежит исчислению и предъявлению на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (далее - Методика). В соответствии с Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в том числе, в результате несанкционированного размещения отходов потребления <1>, включая ТБО и мусор.
  127. --------------------------------
  128. <1> Пп. "а" п. 2 , п. 9 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
  129. По фактам нарушений водного законодательства <1>, выявленных в ходе проведения рейдовых мероприятий, исчисление размера вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
  130. --------------------------------
  131. <1> Ст. 56 - 58 ВК РФ.
  132. В работе по возмещению вреда необходимо считать приоритетным возмещение вреда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ <1>. Это связано, прежде всего, со случаями, когда ответчиками являются органы местного самоуправления. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов <2>.
  133. --------------------------------
  134. <1> Ч. 2 ст. 78 Закона N 7-ФЗ.
  135. <2> Ч. 6 ст. 46 БК РФ.
  136. В ходе проведения рейдового мероприятия обследование территории необходимо проводить с применением фото- и/или видеосъемки. Рекомендуемый образец подлежащей заполнению фототаблицы содержится в Приложении 3 .
  137. Если обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения требований природоохранного законодательства, повлекшие образование мест несанкционированного размещения ТБО, являются основаниями для привлечения к административной ответственности, то принимаются меры для возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения в соответствии с требованиями КоАП РФ .
  138. Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2 , ч. 2 ст. 8.6 , ч. 2 ст. 8.7 , ч. 2 ст. 8.12 , ч. 1 ст. 8.13 , 8.19 , ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31 , ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Варианты квалификации рассматриваемых правонарушений и перечень уполномоченных на их рассмотрение государственных органов представлены в Приложении 2 .
  139. 4. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ КОМПЕТЕНТНЫМ ОРГАНАМ
  140. В случаях необходимости передачи материалов в компетентные органы в сопроводительном письме следует указывать на необходимость информирования соответствующего территориального органа Росприроднадзора о результатах рассмотрения направленных материалов.
  141. Информация о количестве переданных в компетентные органы материалов и о принятых компетентными органами мерах подлежит отражению в формах отчетности территориальных органов Росприроднадзора в соответствии с письмом Росприроднадзора от 08.12.2011 N ВК-03-03-31/16033.
  142. 4.1. Передача материалов в Россельхознадзор
  143. Если в рамках рейдового мероприятия будет установлено, что земли, на территории которых было обнаружено несанкционированное размещение ТБО, являются землями сельскохозяйственного назначения или земельными участками сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), осуществляющий государственный земельный надзор на землях указанной категории <1>.
  144. --------------------------------
  145. <1> П. 5 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689; п. 4.2 Инструкции N 160.
  146. Объектами рассматриваемых нарушений природоохранного законодательства выступают сельскохозяйственные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий) - освоенные, осваиваемые, неосваиваемые - независимо от форм собственности или характера владения, предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей), в том числе:
  147. гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.;
  148. кооперативам граждан - для садоводства, огородничества, животноводства;
  149. сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям - для сельскохозяйственного производства;
  150. научно-исследовательским учреждениям - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства;
  151. несельскохозяйственным предприятиям - для ведения подсобного сельского хозяйства и т.п.
  152. 4.2. По вопросу компетенции муниципальных органов
  153. Действующим законодательством предусмотрен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами <1>.
  154. --------------------------------
  155. <1> Ч. 1 ст. 72 ЗК РФ; п. 20 ч. 1 ст. 14 , п. 15 ч. 1 ст. 15 , п. 26 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
  156. Также законодательством предусмотрен муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий органами местного самоуправления на особо охраняемых природных территориях местного значения <1>.
  157. --------------------------------
  158. <1> Ч. 4 ст. 33 Закона N 33-ФЗ.
  159. Однако в настоящее время федеральным законодательством возможность привлечения к юридической ответственности органами муниципального контроля не предусмотрена. КоАП РФ не содержит норм, уполномочивающих соответствующие органы муниципального контроля на составление протоколов и иных процессуальных документов, равно как не содержит норм, позволяющих муниципальным инспекторам применять к нарушителям законодательства меры административной ответственности, установленные самим Кодексом .
  160. В то же время в Положении о государственном земельном контроле, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689, установлено, что осуществление земельного контроля производится Росреестром во взаимодействии, в том числе, с органами местного самоуправления. В развитие этого положения было издано письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля". Данное информационное письмо , уточняющее полномочия органов местного самоуправления по муниципальному земельному контролю, не может рассматриваться как руководство для передачи Росприроднадзором материалов на рассмотрение в муниципальные органы.
  161. 4.3. Передача материалов в органы государственного лесного надзора
  162. При выявлении нарушений на территории земель лесного фонда (за исключением земель особо охраняемых природных территорий федерального значения), в том числе при осуществлении строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дороги, трубопроводов и т.п.) <1>, материалы по факту выявленных нарушений надлежит передать в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с его компетенцией <2>.
  163. --------------------------------
  164. <1> П. 14 , 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2011 N 21533).
  165. <2> Ст. 96 ЛК РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
  166. Указанные положения не распространяются на Московскую область, на территории которой полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, были изъяты <1>. В указанном субъекте РФ государственный лесной надзор осуществляет Федеральное государственное учреждение "Мособллес" <2>.
  167. --------------------------------
  168. <1> Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2007 N 520-р "Об утверждении перечня лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
  169. <2> Приказ Рослесхоза от 16.05.2011 N 177 "О Перечне должностных лиц государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор" (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2011 N 21061).
  170. При выявлении нарушений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности <1>, материалы направляются в Рослесхоз.
  171. --------------------------------
  172. <1> Абзац 2 п. 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
  173. 4.4. Передача материалов в органы прокуратуры
  174. Если в процессе рейдовых мероприятий выявлены нарушения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, выполнение требований которого возложено на органы местного самоуправления, то данное обстоятельство является основанием для передачи соответствующих материалов в органы прокуратуры.
  175. Прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами местного самоуправления <1>.
  176. --------------------------------
  177. <1> Ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
  178. К вопросам местного значения относятся:
  179. по поселениям - организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  180. по муниципальным районам - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  181. по городским округам - организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов <1>.
  182. --------------------------------
  183. <1> П. 18 ч. 1 ст. 14 , п. 9 , 14 ч. 1 ст. 15 , п. 11 , 24 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
  184. Кроме того, органы местного самоуправления должны включать в состав своих местных бюджетов подраздел классификации расходов бюджетов подраздел "Сбор, удаление отходов" <1>.
  185. --------------------------------
  186. <1> П. 6 ч. 3 ст. 21 БК РФ.
  187. 5. ПЕРЕДАЧА МАТЕРИАЛОВ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ
  188. ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
  189. В случае если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это является основанием для передачи материалов в правоохранительные органы <1> для их последующего рассмотрения в соответствии со ст. 144 , 145 УПК РФ.
  190. --------------------------------
  191. <1> Пп. 1 п. 4 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38.
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
  1. Категории земель по целевому назначению Виды вещных прав на земельные участки
    право собственности иные вещные права
    государственная муниципальная частная (граждан и юридических лиц) постоянное (бессрочное) пользование пожизненное наследуемое владение аренда безвозмездное срочное пользование право ограниченного пользования (сервитут)
    федеральная субъектов Российской Федерации
    Земли сельскохозяйственного назначения
    Земли населенных пунктов
    Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Земли промышленности
    Земли энергетики
    Земли транспорта
    Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
    Земли для обеспечения космической деятельности
    Земли обороны и безопасности
    Земли особо охраняемых территорий и объектов Земли особо охраняемых природных территорий
    Земли лечебнооздоровительных местностей и курортов
    Земли природоохранного назначения
    Земли рекреационного значения
    Земли историкокультурного наследия
    Особо ценные земли
    Земли лесного фонда
    Земли водного фонда
    Земли запаса
  2. --------------------------------
  3. <1> Статья 214 ГК РФ.
  4. <2> Статья 19 ЗК РФ, статья 215 ГК РФ.
  5. <3> Статья 15 ЗК РФ.
  6. <4> Статья 20 ЗК РФ; статья 268 ГК РФ.
  7. <5> Статья 21 ЗК РФ; статья 265 ГК РФ.
  8. <6> Статья 22 ЗК РФ; арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества (статья 615 ГК РФ).
  9. <7> Статья 24 ЗК РФ.
  10. <8> Статья 23 ЗК РФ; статьи 274 , 277 ГК РФ.
  11. <9> Статья 17 ЗК РФ.
  12. <10> Статья 18 ЗК РФ.
  13. <11> Глава XIV ЗК РФ; Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
  14. <12> Глава XIV ЗК РФ.
  15. <13> Глава XVI ЗК РФ.
  16. <14> Статья 88 ЗК РФ.
  17. <15> Статья 89 ЗК РФ.
  18. <16> Статья 90 ЗК РФ; Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
  19. <17> Статья 91 ЗК РФ.
  20. <18> Статья 92 ЗК РФ.
  21. <19> Статья 93 ЗК РФ.
  22. <20> Глава XVII ЗК РФ.
  23. <21> Статья 95 ЗК РФ; Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
  24. <22> Статья 96 ЗК РФ.
  25. <23> Статья 97 ЗК РФ.
  26. <24> Статья 98 ЗК РФ.
  27. <25> Статья 99 ЗК РФ.
  28. <26> Статья 100 ЗК РФ.
  29. <27> Статья 101 ЗК РФ.
  30. <28> Статья 102 ЗК РФ.
  31. <29> Статья 103 ЗК РФ.
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
Перечень
, ≪*>
  1. N статьи КоАП РФ 8.2 8.6 (ч. 2) 8.7 (ч. 2) 8.12 (ч. 2) 8.13 (ч. 1) 8.19 8.31 8.39 8.42 (ч. 1)
    (ч. 2) (ч. 3)
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    Виды государственного надзора Государственный надзор в области обращения с отходами Государственный земельный надзор Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Государственный надзор в области охраны водных объектов Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Государственный надзор в области охраны водных объектов Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Федеральный государственный лесной надзор Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Федеральный государственный лесной надзор Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Государственный надзор в области охраны водных объектов
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
    Содержание правовой нормы Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления Порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Самовольное либо с нарушением правил захоронение отходов и других материалов в исключительной экономической зоне Российской Федерации Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов Нарушение установленного режима или иных правил охраны на территориях государственных природных заповедников , национальных парков , природных парков , государственных природных заказников , а также на территориях, на которых находятся памятники природы , на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности
    ОРГАНЫ НАДЗОРА
    Росприроднадзор + + + + + + + + + + + +
    Государственные природные заповедники и национальные парки + + + + + + +
    Россельхознадзор + +
    Роспотребнадзор +
    Рослесхоз + +
    Органы исполнительной власти субъектов РФ + + + + +
  3. --------------------------------
  4. <*> "1" - цифровыми индексами обозначаются правовые нормы и положения нормативно-правовых актов, которыми они установлены.
  5. <**> "+" - наличие полномочий на рассмотрение и/или возбуждение дел об административных правонарушениях в соответствии с положениями Главы 23 КоАП РФ и ст. 28.3 КоАП РФ.
  6. <1> В соответствии с положениями Главы 23 КоАП РФ.
  7. <2> Ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  8. <3> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
  9. <4> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; п. 3.1 ч. 1 ст. 9 , ст. 71 ЗК РФ; Положение о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689).
  10. <5> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  11. <6> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  12. <7> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  13. <8> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  14. <9> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  15. <10> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  16. <11> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  17. <12> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  18. <13> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  19. <14> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  20. <15> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 96 Лесного кодекса РФ; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  21. <16> Части 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394).
  22. <17> Ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  23. <18> Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ст. 9 - 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
  24. <19> В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления (п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
  25. <20> П. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ.
  26. <21> Ст. 63 Водного кодекса РФ; ст. 104 Лесного кодекса РФ; п. 3 , 31 приложения к приказу Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов".
  27. <22> Ч. 2 ст. 59 ВК РФ.
  28. <23> Ст. 30 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 "Об утверждении перечня вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен".
  29. <24> Ст. 21 ЗК РФ; подпункт "а" п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414).
  30. <25> В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ).
  31. <26> Ч. 3 ст. 95 ЗК РФ.
  32. <27> Ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48).
  33. <28> Ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
  34. <29> Ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положения о природных парках (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
  35. <30> Ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Положения о государственных природных заказниках (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
  36. <31> Ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
  37. <32> Ч. 4 ст. 95 ЗК РФ; ч. 3 ст. 8 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
  38. <33> В границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления (п. 15 , 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).
  39. <34> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (ст. 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ; п. 5.1.14 Положения о Росприроднадзоре.
  40. <35> Ст. 23.29 КоАП РФ; земельный надзор осуществляется в пределах своих полномочий (п. 5.1.9 Положения о Росприроднадзоре).
  41. <36> Ст. 23.25 КоАП РФ.
  42. <37> Ст. 23.25 КоАП РФ.
  43. <38> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев , утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.
  44. <39> Ст. 23.25 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения).
  45. <40> Статьи 23.22 , 23.23 , 23.29 КоАП РФ.
  46. <41> Статья 23.25 КоАП РФ.
  47. <42> Статьи 23.22 , 23.29 КоАП РФ.
  48. <43> Статьи 23.24 , 23.25 , 23.29 КоАП РФ; лесной надзор осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пп. 5.1.2 , 5.1.15 Положения о Росприроднадзоре).
  49. <44> Ст. 23.25 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения), 23.29 КоАП РФ.
  50. <45> По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (на основании Критериев , утв. постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640); ст. 23.23 КоАП РФ.
  51. <46> На особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется природоохранным государственным учреждением, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами и отдельными работниками указанных природоохранных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков (ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
  52. <47> Рассматривать дела об административных правонарушениях в праве только главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители (директора государственных природных заповедников и национальных парков), в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ.
  53. <48> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
  54. <49> Ст. 23.25 КоАП РФ.
  55. <50> Ст. 23.25 КоАП РФ.
  56. <51> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
  57. <52> П. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
  58. <53> П. 10 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков уполномочены составлять протоколы в части нарушений, совершенных на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе только главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители (директора государственных природных заповедников и национальных парков), в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.25 КоАП РФ.
  59. <54> В части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов (письмо Россельхознадзора от 13.08.2008 N ФС-СД-5/8059); статья 23.15 КоАП РФ.
  60. <55> Ст. 23.15 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли).
  61. <56> Ст. 23.13 КоАП РФ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003).
  62. <57> Ст. 23.24 КоАП РФ.
  63. <58> Ст. 23.24 КоАП РФ.
  64. <59> На объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"); ст. 23.29 КоАП РФ.
  65. <60> Ст. 23.29 КоАП РФ.
  66. <61> Ст. 23.24.1 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
  67. <62> Ст. 23.24.1 КоАП РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством).
  68. <63> По объектам, подлежащим региональному государственному надзору (использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов); ст. 23.23.1 КоАП РФ.
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
Приложение
к Письму от 23 мая 2012 года № ВК-03-03-36/6231
  1.                             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
                       ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
                                 (РОСПРИРОДНАДЗОР)
              ______________________________________________________
               (территориальный орган Федеральной службы по надзору
                            в сфере природопользования)
                                                    тел./факс
    ---------------------------------------------------------------------------
     (почтовый адрес территориального органа)                      (номер)
                                        АКТ
                        обследования территории (акватории)
                 на предмет соблюдения природоохранных требований
                                  N _____________
    "__" ____________ 20__ г.                           _______________________
      (дата составления)                                  (место составления)
    Обследование начато "__" ___ 20__ г. в "__" ч. "__" мин.
    Обследование завершено "__" ___ 20__ г. в "__" ч. "__" мин.
        "__" ___________ 20__ г. __ ч. __ мин. по адресу: _____________________
         (дата и время проведения обследования)               (адрес/место
    ___________________________________________________________________________
                  нахождения обследуемой территории (акватории))
    ___________________________________________________________________________
                       (Ф.И.О. государственного инспектора)
    ___________________________________________________________________________
    Обследование проведено в соответствии _____________________________________
    ___________________________________________________________________________
      указывается основание проведения обследования территории (акватории) -
                               Приказ, распоряжение
    от "__" __________ 20__ г. N ______________________________________________
    ___________________________________________________________________________
                 указываются полные реквизиты основания проведения
                       обследования территории (акватории)
    Лицо(а), участвовавшие в обследовании территории (акватории): _____________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
                       (Ф.И.О. проводившего(их) обследование)
    Мероприятия,  проводимые  в   ходе  обследования   территории  (акватории):
    фотографирование,  отбор  проб  и др. (указывать марку и ключевые параметры
    фотоаппарата и других технических средств): _______________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    Обстоятельства,    установленные    в    ходе    обследования    территории
    (акватории),  в том числе сведения о выявленных нарушениях природоохранного
    законодательства: _________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    Приложение к акту (фототаблица, план-схема): ______________________________
    ___________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    Подписи лиц, участвовавших в обследовании территории (акватории)
    ____________________________________   ____________________________________
    ____________________________________   ____________________________________
    ____________________________________   ____________________________________
    _________ государственный инспектор
    ____________________________________   ____________________________________
            (подпись, Ф.И.О.)                            (дата)
  2. ФОТОТАБЛИЦА
    Приложение к акту проверки (обследования)
    на предмет соблюдения природоохранных требований
    N _________ от "__" ____________________ 20__ г.
    МЕСТО ДЛЯ ФОТОГРАФИИ
    
    Фото N ______.
    Краткая характеристика, местоположение
    (географическая привязка), дата съемки.
    Составил
    __________ государственный инспектор
    ____________________________________    ___________________________________
    (подпись, Ф.И.О.)                            (дата)
  3. ПЛАН-СХЕМА
    Приложение к акту проверки (обследования)
    на предмет соблюдения природоохранных требований
    N ___________ от "__" _____________ 20__ г.
    ПЛАН-СХЕМА
    
    ?????????????                                                            ?  Условные
    ?обозначения
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    
    Составил
    __________ государственный инспектор
    ____________________________________       ________________________________
    (подпись, Ф.И.О.)                             (дата)

Предыдущая новость - Об особенностях применения Приказа Минфина России от 19.09.2008 N 98н после 1 июля 2012 года

Следующая новость - О порядке учета в целях налогообложения сумм единовременной выплаты компенсации за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности