Письмо Минфина РФ и ФНС от 10 мая 2012 года № ЕД-4-3/7611@
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Вопрос:
- Об определении лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования в целях исчисления водного налога.
- Ответ:
- Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и с учетом Письма Федерального агентства по недропользованию от 22.03.2012 N ПС-06-28/2811 сообщает следующее.
- Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ч. 1 ст. 11 Закона).
- Предоставление лицензий на пользование участками недр с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических нужд регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденным Приказом МПР России от 29.11.2004 N 710 (далее - Порядок).
- В соответствии с п. 4 Порядка при получении лицензии заявитель должен предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).
- На основании этих сведений и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора.
- В связи с тем что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических целей, как правило, осуществляется в пределах одного участка из одних и тех же скважин, распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием, особенно с учетом перспективной потребности, не представляется возможным.
- ОАО имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением - добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр района.
- Согласно лицензионному соглашению добыча подземных вод осуществляется посредством двух действующих (N N 2 и 3) и одной резервной (N 1) скважин.
- Подпунктом соглашения установлен предельно допустимый водоотбор - 450,0 куб. м/сутки (по 225,0 куб. м/сутки на каждую действующую скважину).
- Неотъемлемой составной частью лицензии является Расчет обоснованной потребности в подземных водах для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и хозяйственно-бытового, технологического обеспечения водой промышленных объектов в станции на 2009 г.
- В связи с тем что в лицензии не были установлены лимиты водопотребления, в том числе с разбивкой по целям водопользования, с учетом п. 2 ст. 333.12 Кодекса ОАО при исчислении водного налога распределяло лимиты самостоятельно, отражая в декларациях по водному налогу лимит водозабора для водоснабжения населения исходя из фактического потребления воды населением, остальную часть квартального лимита - по водопотреблению для прочих нужд.
- Согласно п. 3 ст. 333.12 Кодекса, а также разъяснениям Минфина России, указанным в Письмах от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 руб. за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.
- При определении значения квартального (годового) лимита водозабора для производственного использования фактически не должны приниматься во внимание объемы забора воды для водоснабжения населения, так как в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога гл. 25.2 Кодекса не предусмотрено.
- Данная позиция согласована с Минфином России.
- В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О недрах" участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
- Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей в соответствии с утвержденным техническим проектом (проектом водозабора), прошедшим экспертизы и согласования, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы.
- При этом схема водозабора, включая количество эксплуатационных и резервных скважин и величину водоотбора из них, а также очередность и режим работы скважин определяются при подсчете запасов подземных вод и устанавливаются в проекте водозабора.
- Действующим законодательством о недрах не предусмотрено требование дифференциации в лицензии на пользование недрами водоотбора по конкретным скважинам и целевому назначению использования подземных вод.
- Таким образом, если водозабор осуществляется из нескольких скважин, расположенных на одном участке недр и имеющих одну лицензию на право пользования недрами, то объектом обложения водным налогом следует признать забор воды в целом по участку недр.
- При этом в налоговой декларации следует указать квартальный лимит также по участку недр, рассчитанный в соответствии с п. 2 ст. 333.12 Кодекса.
- Обращаем внимание, что учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, предусмотрен в форме государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз), обязательной для всех пользователей недр (водопользователей).
- Кроме того, водоснабжение населения и предприятий осуществляется на основании договоров на поставку воды для тех или иных нужд.
- Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса
- Д.В.Егоров
- 10.05.2012