» » » Письмо Минфина РФ от 10 мая 2012 года № 03-11-11

Письмо Минфина РФ от 10 мая 2012 года № 03-11-11


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 10 мая 2012 года № 03-11-11/149
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. Некоммерческая организация - потребительский кооператив, предметом деятельности которого является управление торговым комплексом в коммунальной и эксплуатационной сферах, применяет в 2011 г. УСН с объектом налогообложения "доходы". Кооператив оплачивает коммунальные услуги (электроэнергию, воду) за собственников помещений. Собственники помещений возмещают кооперативу произведенные расходы.
  3. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в составе доходов суммы платежей за коммунальные услуги, возмещенные кооперативу собственниками помещений?
  4. Нужно ли кооперативу дополнительно заключать с собственниками помещений торгового комплекса договор поручения, или договор комиссии, или агентский договор в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, если сторонами уже заключен договор оказания услуг?
  5. Ответ:
  6. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов некоммерческой организацией - потребительским кооперативом, основным видом деятельности которого является управление торговым комплексом, и сообщает следующее.
  7. В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
  8. Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
  9. В соответствии с пп. 1 вышеназванного пункта ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
  10. Таким образом, суммы, полученные некоммерческой организацией - потребительским кооперативом по эксплуатации и управлению торговым комплексом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.
  11. Что касается других обязательных платежей, поступающих некоммерческой организации - потребительскому кооперативу по эксплуатации и управлению торговым комплексом, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
  12. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
  13. Таким образом, суммы платежей собственников помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет потребительского кооператива по эксплуатации и управлению торговым комплексом, должны учитываться в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  14. В случае заключения некоммерческой организацией - потребительским кооперативом агентских договоров следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
  15. В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
  16. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
  17. Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
  18. Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
  19. Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
  20. В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
  21. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
  22. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
  23. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  24. С.В.Разгулин
  25. 10.05.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ и ФНС от 12 мая 2012 года № БС-3-11

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 03 мая 2012 года № 03-03-06