Письмо Минфина РФ от 28 мая 2012 года № 03-03-06/4/53
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Негосударственное учреждение здравоохранения является некоммерческой организацией, получает целевые средства на ведение уставной деятельности:
- - от ТФОМС на выполнение программы государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения;
- - от учредителя (ОАО) - целевые поступления от собственников созданным ими учреждениям.
- Наряду с получением целевых средств негосударственное учреждение здравоохранения осуществляет предпринимательскую деятельность.
- В гл. 25 НК РФ предусмотрено создание отдельных резервов, например, резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
- Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ с 01.01.2012 в состав внереализационных расходов включены расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком - некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).
- Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы, определяются с 01.01.2012 в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Направление формирования такого резерва не конкретизировано.
- Возможно ли в указанном случае создание в целях налога на прибыль резерва в отношении расходов на приобретение лекарств, на приобретение медицинского оборудования, на ремонт основных средств (но не по правилам, определенным в ст. 324 НК РФ) или на предстоящую индексацию заработной платы?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу, связанному с формированием в целях налогообложения прибыли организаций резервов, и сообщает следующее.
- Для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, ст. 267.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено создание резерва предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых некоммерческая организация вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем некоммерческая организация должна в своей учетной политике указать, в отношении каких видов расходов будет формироваться данный резерв.
- Вместе с тем, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.
- Учитывая изложенное, по мнению Департамента, некоммерческая организация при определении состава расходов, в отношении которых будет формироваться данный резерв, вправе указать расходы, связанные с приобретением лекарств, медицинского оборудования, ремонтом основных средств.
- Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным, например, ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ.
- В этой связи формирование данного резерва производится в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.
- Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
- В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств и резерва предстоящих расходов) неправомерно.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 28.05.2012